Бизнес страховщиков жизни сбавляет обороты

Сборы 21 крупнейшего страховщика жизни за январь - март выросли лишь на 15,2% до 23 млрд руб., подсчитала Ассоциация страховщиков жизни (АСЖ). В прошлом году они росли существенно быстрее: за первое полугодие 2013 г. - на 64% (общих квартальных данных нет). АСЖ анализирует данные компаний, занимающих более 95% этого рынка.

Рынок замедляет рост, рассказывает президент АСЖ и президент «Метлайфа» Александр Зарецкий: «Это ожидаемый результат, вызванный аналогичным поведением рынка потребительского кредитования». Так, по данным ЦБ, в I квартале кредиты физическим лицам выросли лишь на 2,7% против 4,7% за аналогичный период прошлого года.

Крупнейшим игроком на рынке стало «Сбербанк страхование», опередившее лидера середины прошлого года «Ренессанс страхование» почти вдвое (см. таблицу). Сборы компании растут за счет продажи инвестиционных и накопительных полисов через сеть Сбербанка, объясняет гендиректор «Сбербанк страхования» Максим Чернин.

Компания с лучшими темпами роста - «Согласие-вита», сборы которой выросли за квартал сразу на 88 600% до 1,27 млрд руб. (примерно с 1,4 млн руб.). Компания стала ключевым страховщиком заемщиков банка «Ренессанс кредит», объясняет причину успеха топ-менеджер страховщика-конкурента: «Такое решение принял “Онэксим” (контролирует как “Согласие-вита”, так и “Ренессанс кредит”. - “Ведомости”), когда разобрался в доходности подобной схемы работы». Представитель банка сотрудничество со страховщиком не комментирует. Помимо продаж через агентскую сеть компания сотрудничает с несколькими банками как регионального, так и федерального значения, говорит исполнительный директор «Согласие-вита» Елена Ковалева. В том числе и с «Ренессанс кредитом», а «большую часть портфеля компании формируют полисы, связанные с кредитными продуктами, что соответствует общерыночным тенденциям», говорит Ковалева.

По словам Зарецкого, АСЖ давно предупреждала о сильной зависимости рынка страхования жизни от кредитного страхования и необходимости смены парадигмы развития в пользу классических накопительных видов. «С начала года акцент смещается из сегмента кредитного страхования в сегмент накопительного инвестиционного долгосрочного страхования. Именно этот бизнес демонстрировал наибольшие темпы развития в I квартале», - говорит Чернин. По его данным, полисы инвестиционного страхования жизни уже продают 10 компаний.

Драйвером роста становятся не привязанные к кредитам продукты, согласен гендиректор «Ренессанс жизни» Олег Киселев. И продукты накопительного страхования, добавляет гендиректор «Альфастрахование-жизнь» Алексей Слюсарь. Клиент доверяет нам деньги минимум на 20 лет и они могли бы стать основой для длинных инвестиций, в том числе в инфраструктурные проекты, говорит гендиректор «ППФ Страхование жизни» Сергей Перелыгин. Например, в порт Тамани, мост через Керченский пролив, линию высокоскоростной магистрали Москва - Казань, платные автодороги, перечисляет Зарецкий. «Это станет возможно, когда рынок вырастет. Нам нужно 2-3 года, чтобы выйти на уровень в 500 млрд руб.», - считает гендиректор «Росгосстрах-жизнь» Александр Бондаренко.

Всего члены АСЖ выплатили по итогам I квартала лишь 2,73 млрд руб. (прирост к аналогичному периоду 2013 г. - 4,3%).