Банки второго уровня не готовы информировать граждан о комиссиях, которые взимаются при обналичивании денег в банкоматах. Объясняют эту ситуацию сотрудники техническим оснащением аппаратов и имеющимся объемом услуг.
Создать единую сеть банкоматов с общим лимитом взимаемых комиссий еще два года назад предлагал экс-председатель Нацбанка Григорий Марченко. Но тогда эту идею руководители финансовых институтов не поддержали. Плавающие расценки дают немалый доход. Плата за обналичивание либо переводы из одного банка в другой разная - от 0,2 до 5%. Комиссия может еще зависеть и от тарифов, валюты и вида транзакции. Общественники считают, что комиссия за осуществление операции после ее завершения нарушает права граждан.
«Потребитель, например, приходит в один из банкоматов, там должна стоять информация какая же комиссия изымается. Иногда даже бывают такие моменты - потребитель берет всего две тысячи тенге, а комиссия может быть и тысячу тенге. Поэтому потребитель имеет полное право получать эту информацию», - отмечает Артык Сейткалиева, президент общества по защите прав потребителей «Адал».
Сейчас получить информацию о сумме комиссий можно лишь на официальных сайтах банков. А выводить их на экраны банкоматов не представляется возможным по техническим причинам, говорят финансисты. Техническое переоснащение банкоматов и обновление электронных программ кроме того, что скажется на удорожании финансовых услуг, станет причиной задержки процедур транзакции.
«Тарифов получается довольно много, не всегда возможно эти все тарифы вывести на экран, маленький экран банкомата, честно говоря. Но очень важно, чтобы тарифы были прозрачными в общественном доступе, чтобы любой мог их проверить и уточнить», - говорит Андрей Тимченко, заместитель председателя правления ДБ АО «Сбербанк».
Кроме того, банкиры считают, что предложение о прозрачности комиссий и вынесение информации на экраны банкоматов может стать не актуальным. Семь лет назад, когда получение зарплаты через банкоматы стало очень популярным, средняя комиссия составляла 0,6%. Сейчас она приближается к нулю, правда, при условии что деньги вы снимаете в своем банке. Так что, требования уважать права потребителей вполне актуальны.
Амина Абдрахманова, Талап Сагимбаев, ТК «Алматы»