Как это ни странно, но у социологов и демографов нет единого мнения о том, кого считать представителем поколения Z. Граница, говорят они, зависит от уровня развития технологий в стране, где родились молодые люди. Так, многие западные социологи называют первыми «зэтами» тех, кто родился в 1991 году - в год появления общедоступной всемирной сети, другие ведут отсчет только с 2001 года - когда интернет получил широкое распространение. В Японии, которая опережает всех по уровню внедрения цифровых технологий в повседневную жизнь, к поколению Z относят даже тех, кто родился в конце 1980-х годов. В России, очевидно, первые «зэты» появились не ранее середины 1990-х.
Обобщив самые распространенные точки зрения, эксперты делают такой вывод: к поколению Z можно причислить подростков и молодых людей в возрасте от 11 до 20 с небольшим лет. От всех прочих предыдущих поколений этих юношей и девушек отличает то, что они с детства знакомы с цифровыми технологиями. «Буквально родились с iPad в руках», - отзываются о «зэтах» исследователи, подготовившие для компании 3М отчет о новом поколении - «Z Generation Focus Group Report».
3М - не единственная международная корпорация, изучающая «зэтов». Хотя большая часть представителей этого поколения пока школьники и студенты, через пять-шесть лет они станут самой весомой по численности группой потребителей и работников в истории человечества. И уже сейчас понятно, что работодателям и ритейлерам с «зэтами» будет непросто.
Дети настоящего
Новое поколение придерживается принципа «живи настоящим», предпочитая проводить время в свое удовольствие и стараясь ни о чем сильно не беспокоиться. Главная цель их жизни - «быть счастливыми», заключают авторы отчета 3М.
Как «зэты» понимают счастье? Надо признать, довольно однобоко: в первую очередь молодые люди связывают его с физическим и психологическим комфортом, а также персональной свободой наряду с возможностью посмотреть мир. Если спросить представителей поколения Z, чем бы они хотели заниматься в своей жизни, большинство из них ответит: путешествовать и отдыхать, следует из отчета 3М. Причем путешествовать «зэты» предпочитают с друзьями или с семьей, а не в одиночку, потому что чаще всего находятся в прекрасных отношениях с родителями и заводят много друзей.
Следом в списке приоритетов «зэтов» идет сохранение здоровья (сюда входит стремление приобрести и поддерживать идеальную физическую форму), социальная активность и хобби. «Зэты» не хотят работать так много, как их родители, но говорят о стремлении наполнить свою жизнь смыслом. Они не живут, чтобы работать, а работают, чтобы жить, констатируют исследователи.
Креативные или самоуверенные?
Когда специалисты попросили «зэтов» дать определение своему поколению, большинство из них выбрало такие слова: «творческие», «изобретательные», «перфекционисты», «амбициозные» и «дружелюбные». И, надо признать, не покривили душой: поколение «зэтов» действительно очень интересуется прикладным искусством, инновациями и проявляет воображение. Молодые люди с удовольствием принимают чужие идеи, чтобы генерировать собственные.
поколения люди студенты корпорация технологий персональной цифровыми ритейлерам западные исследователи