Что должно делать государство, экономика которого столкнулась с угрозой серьезных санкций США и ЕС, направленных в первую очередь против его финансовых институтов и основных экспортеров? С учетом печального опыта Ирана, экономика которого, конечно, несопоставима с российской, но также зависит от экспорта сырья и притока твердой валюты, меры должны приниматься незамедлительные и комплексные. В первую очередь - перевод значительной части резервов в золото (будет сложно реализовать) и финансовые активы, напрямую не подконтрольные США; ограничение вывоза капитала; наращивание внешнего долга (в том числе корпоративного), т. е. нужно сделать все, чтобы «противнику» трудно было разорять страну, не разорив при этом всех иностранных кредиторов и инвесторов.
Одновременно надо серьезно заниматься программами импортозамещения, налоговым стимулированием инвесторов и местных товаропроизводителей, модернизацией финансовой системы. Причем последнее должно включать не только такие относительно простые мероприятия, как переход на локальные кредитные карты, более строгий валютный контроль и укрупнение банков, но и создание сложного механизма заинтересованности всех участников финансового рынка в использовании преимущественно национальной валюты для сбережения и расчетов. И начинать нужно с борьбы за стабильный рубль, с убеждения населения, частного бизнеса, инвесторов и банкиров в том, что использовать рубль выгоднее, чем «всеобщий эквивалент» - доллар США или сильно переоцененный евро.
Однако пока на эту тему не было высказано ни одной конструктивной идеи, а страшилок вроде отказа от западных бирж или запрета хождения доллара слышно слишком много. Мягко говоря, это вызывает панику (естественно, только у тех, кто сам зарабатывает деньги и думает о своих сбережениях и инвестициях). На таком фоне идеи перехода на международную торговлю за рубли выглядели бы достаточно безобидно, если бы было понятно, как их реализовать.
Сегодня главные средства международных расчетов после доллара и евро - это валюты крупнейших экспортеров и импортеров, Японии и КНР, при этом заметна тенденция роста доли юаня. Причем в юанях ведут расчеты не только сырьевые страны (Монголия, Казахстан, Аргентина), но и Южная Корея, Бразилия, Индия, а также многие члены Евросоюза. Делается это через валютные свопы в юанях (краткосрочные кредиты в юанях в обмен на кредиты в валюте страны контрагента для участников международной торговли через банки их государств), а также через поступательную либерализацию внутреннего финансового рынка и создание офшорных центров операций с юанем (Гонконг, Сингапур, Тайвань, начал подтягиваться Лондон и даже Москва - мы первые устроили фьючерсную торговлю на юань на Московской бирже). Причем у Австралии, Бразилии, Кореи, Великобритании, Малайзии объем таких кредитов по соглашениям с КНР может превышать 180-200 млрд юаней (более $20 млрд). Даже Украина и Белоруссия имеют соответствующие соглашения с КНР, позволяющие торговать, не используя доллар или евро. Россия пока это не использует.