Минфин подготовил поправки в бюджет-2014, учитывающие уже произошедшее и прогнозируемое Минэкономразвития торможение экономики, промпроизводства, потребления, падение инвестиций и импорта при повышении цены нефти, экспорта, инфляции и курса доллара. Вносить коррективы в бюджет на 2015 и 2016 гг., прогноз на которые также пересмотрен, Минфин пока не стал: это произойдет при подготовке бюджета на следующую трехлетку.
Поправки предполагают нетто-увеличение доходов на 748,2 млрд руб. (до 14,3 трлн руб.), которые будут направлены на покрытие дефицита бюджета и в резервный фонд. Ранее Минэкономразвития предлагало направить часть допдоходов на поддержку скатывающейся в рецессию экономики, что требовало смягчить бюджетное правило. Но президент поддержал позицию Минфина: объем расходов остался неизменным (13,96 трлн руб.; таблицу с основными параметрами бюджета см. на www.vedomosti.ru).
Бюджет получит чуть более 1 трлн руб. дополнительных нефтегазовых доходов, две трети этой суммы - за счет ослабления рубля (с 33,4 до 36 руб./$ в среднем за год) и повышения прогноза цены нефти со $101 до $104/барр. (см. таблицу). При этом бюджет недосчитается 291,6 млрд руб. ненефтегазовых поступлений, три четверти сокращения приходится на НДС - за счет той же девальвации вырастут рублевые суммы вычетов.
Вторая крупнейшая «недостача» - 53,6 млрд руб. снижения доходов в виде дивидендов по акциям, принадлежащим государству, в связи с ухудшением экономики, а также с поручением президента сократить долю прибыли «Роснефтегаза», направляемую на выплату дивидендов, с 95 до 25%. На 28,2 млрд руб. меньше будет зачисленная в бюджет прибыль ЦБ, которому пришлось докапитализировать Агентство по страхованию вкладов.
Весь дополнительный триллион будет направлен на замещение недостающих ненефтегазовых доходов и ликвидацию дефицита. Оставшиеся после этого 358,6 млрд руб. сформируют бюджету профицит в 0,5% ВВП против ожидавшегося такого же дефицита.
Вместе с тем из-за снижения прогноза номинального ВВП ненефтегазовый дефицит бюджета почти не удастся сократить: он составит 10,1% против 9,4% в законе о бюджете (10,3% в 2013 г.). А в резервный фонд планируется зачислить даже меньше, чем ожидалось: 309,7 млрд вместо 343,6 млрд руб. Это вызвано тем, что на компенсацию выпавших источников финансирования дефицита требуется больше, чем было предусмотрено на финансирование самого дефицита, поясняет чиновник Минфина.
Так, объем чистых заимствований на внутреннем рынке будет меньше в 3,6 раза - 135 млрд руб. «в связи с ухудшением рыночной конъюнктуры», пишет Минфин. Объем привлечений уменьшен на 20% до 658,7 млрд руб., погашений - увеличен в 1,6 раза до 523,7 млрд руб. Новых внешних займов не будет вообще (планировалось привлечь 233,8 млрд руб.), что также связано с конъюнктурой, заявлял ранее министр финансов Антон Силуанов. План приватизации, как и в прошлом году, фактически сорван: вместо 196,8 млрд руб. бюджет получит только 26 млрд. Более чем вдвое возрастут бюджетные кредиты регионам - с 80 млрд до 180 млрд руб.: Силуанов обещал помочь перекредитоваться регионам, нарастившим долговую нагрузку из-за выполнения президентских указов.