«Аэрофлот» собирает заявки на «оказание услуг по организации и проведению коммуникационной кампании по разъяснению процесса формирования стоимости авиабилетов для населения», следует из информации на сайте госзакупок. Предельная цена контракта - 40 млн руб. Согласно техническому заданию эту сумму «Аэрофлот» заплатит за несколько услуг: создание сайта, объясняющего, как формируются цены на билеты; поддержку, обновление и наполнение этого сайта в течение трех месяцев; продвижение сайта в СМИ и соцсетях; создание промороликов с участием известных людей и продвижение их в сети; создание еще одного сайта, посвященного разъяснению наиболее распространенных вопросов, возникающих у населения при пользовании «Аэрофлотом» (FAQ).
«99% претензий пассажиров основаны на незнании элементарных вещей о работе авиакомпании. Одна из главных темных зон в головах пассажиров - тарифообразование. Они не понимают, почему, условно, вчера они купили билет из Екатеринбурга за 5000 руб., а сегодня - за 10 000 руб., и поэтому считают, что 'Аэрофлот' наживается. На самом деле у всех авиакомпаний мира существует система многоуровневых тарифов. Чем раньше покупаешь билет, тем он дешевле. Мы хотим объяснить людям, что такое цена билетов», - говорит представитель «Аэрофлота». По его словам, эта «авиационная безграмотность» присуща именно российским пассажирам и авиакомпания связывает ее с низкой мобильностью населения: россияне летают реже европейцев в 5 раз, американцев - в 10 раз.
К самому сайту, разъясняющему тарифную политику, у «Аэрофлота» нет заявленных в конкурсной документации требований. «По сути, требование только одно: контент должен быть максимально доступен, понятен даже детям. Один-два раза приняв в себя этот контент, человек должен его запомнить», - уточнил представитель «Аэрофлота». А вот к продвижению сайта требования расшифрованы вплоть до размера аудитории блогера.
При заявленном объеме работ 40 млн руб. - вполне адекватная сумма для такого проекта, говорит директор по социальным медиа агентства Pichesky Digital Михаил Казаков. Он не удивлен, что «Аэрофлот» создает под проект отдельный сайт: «Чтобы потребитель доверял объяснениям компании, необходимо отделить их от продаж и прямой рекламы своих услуг». Создавая, по сути, образовательный проект, «Аэрофлот» работает на развитие не только своего бизнеса, но и всего рынка авиаперелетов в России, указывает Казаков: «Такие проекты, как правило, создаются крупнейшими игроками, потому что они могут себе это позволить и потому что именно они выигрывают больше всего, когда рынок растет».
Проблема непонимания тарифной политики авиакомпаний действительно существует, говорит представитель «Ютэйр». По его словам, вопросы, почему так дорого, почему разнится цена билетов в разные города примерно на одинаковые расстояния, наиболее популярные в разделе обратной связи «Ютэйр». Человек из другой крупной авиакомпании отмечает, что, несмотря на актуальность проблемы, очень сложно будет объяснить населению особенности динамического ценообразования, ведь это автоматическая система и дешевый билет иногда можно купить не только заранее: если самолет пустой, то дешевые билеты доступны и за день до поездки. Он считает, что, начав просветительскую работу, «Аэрофлот» надеется уладить взаимоотношения с ФАС, которая требует поменять систему ценообразования у авиакомпаний. В маркетинге есть прекрасный прием, который называется «возглавить борьбу с собой», говорит директор по маркетингу крупной госкомпании: «Если тебя часто критикуют по какому-то вопросу, стань главным источником информации по этой теме, собирай отзывы, отвечай на них, принимай предложения по усовершенствованию, в общем, контролируй процесс». Для «Аэрофлота» главная имиджевая проблема - постоянные упреки в дороговизне билетов, указывает он, поэтому такой образовательный проект - отличная многоходовка, когда компания, будучи лидером рынка, работает на развитие продаж авиабилетов в стране и решает собственные имиджевые проблемы.
В феврале руководитель ФАС Игорь Артемьев выступил с критикой существующих моделей продажи авиабилетов, потребовав от перевозчиков разработки новой системы бронирования, которая будет предлагать пассажирам билеты за несколько дней перед вылетом со скидкой до 25% при наличии свободных мест на рейсе, напоминает «Прайм». В апреле ФАС выдала предупреждение авиакомпаниям с требованием выработать предложения о новой системе продаж авиабилетов до 15 мая. Поручение было дано «Аэрофлоту», «России», «Сибири», «Ютэйр», «Трансаэро» и др. Позднее Артемьев сообщил, что новая ценовая политика может вступить в силу уже в июне 2014 г.
На прошлой неделе «Аэрофлот» заказал исследование стоимостью 8,8 млн руб. для ФАС России и Минтранса по совершенствованию антимонопольного регулирования в сфере авиаперевозок, где обоснует в том числе «невозможность применения традиционных методов антимонопольного регулирования» в авиационной отрасли, писал «Прайм». Дешевле объяснить населению и ФАС, как можно покупать недорогие билеты, чем полностью поменять систему ценообразования, отмечает сотрудник крупной авиакомпании. Представитель «Аэрофлота» сказал, что с дискуссией с ФАС о ценообразовании создание нового сайта не связано.
Согласно конкурсной документации заявки от претендентов на создание и продвижение сайта о ценообразовании в авиации будут приниматься до 28 мая. Победитель определится 5 июня.