Тарифы ЖКХ для населения выросли в 2,5 раза за шесть лет

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Минстрой) раскритиковало текущую ситуацию в сфере ЖКХ. По данным Минстроя, совокупный платеж гражданина страны за жилищно-коммунальные услуги составляет сейчас 10% от всех его расходов. По этому показателю, отечественные жилищно-коммунальные услуги одни из самых дорогих в мире, а среди стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) Россия - четвертая по дороговизне ЖКХ, говорится в материалах, опубликованных на сайте Минстроя.

За шесть лет тарифы на жилищно-коммунальные услуги выросли в среднем в 2,5 раза. Природный газ подорожал более, чем на 300%, водоснабжение - почти на 250%, тепловая и электроэнергия - более, чем на 200%, что существенно выше темпов инфляции за это же время (см. график). Самую большую долю расходов населения составляют платежи за электроэнергию и отопление, на втором месте - водоснабжение, на третьем - текущее содержание и ремонт жилья.

При этом качество жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, остается крайне низким. Более 50 млн потребителей получают недоброкачественную или условно доброкачественную воду из кранов, ссылается Минстрой на данные Роспотребнадзора. До нормативного уровня очищается лишь 55,5% воды (требуется заменить 42,4% сетей). Около 65% сточных вод также не очищается до норматива (требуют ремонта 40,4% водоотводных сетей). До потребителя не доходит 10,8% тепла (ремонт нужен 28% теплосетей). Почти половина россиян нерегулярно получает горячую воду, 42% людей страдают от перебоев с холодной водой, а 28% - от перебоев электричества.

По данным Минстроя, всего в год население платит более 1,3 трлн руб. при годовом обороте сферы ЖКХ в 4 трлн руб. (6,9% от ВВП страны) Неплательщиков среди физлиц мало. Услуги ЖКХ исправно оплачивают 93,6% населения, а безнадежная задолженность граждан оценивается лишь в 2%.