Журналист американского портала BuzzFeed Мэт Стопера взорвал Интернет публикацией серии снимков некогда процветавших огромных мегамоллов, которые были заброшены и превратились в пейзажи, достойные съемок римейка «Сталкера». Каковы причины подобного явления, и возможно ли такое в России?
Серия снимков, появившихся на BuzzFeed, касается всего девяти американских мегамоллов. Но к ней прилагается подробная карта, на которой отмечено несколько десятков подобных объектов.
Большинство их них сосредоточены на северо-востоке - в штатах Висконсин, Индиана, Мичиган, Огайо. Причины закрытия разные. В основном они связаны с падением по той или иной причине покупательского спроса.
Строительству крупного торгового центра всегда предшествуют долгие маркетинговые исследования. Но всё предугадать невозможно. Хотя в России пока действуют иные экономические законы, чем в США. Тут чем больше, тем лучше. Говорит управляющий партнер Московской центральной биржи недвижимости Артем Цогоев.
«Я не знаю, как в Америке, но в России построили в каком-то месте очень маленький торговый центр, и спустя какое-то время вокруг этой площадки построили другие более крупные объекты. Маленький объект становится неинтересен, его следует закрыть или полностью перепрофилировать. Такое у нас в России происходило, можно привести в пример торговый центр 'Гвоздь' на Волоколамском шоссе. Среди арендаторов и среди посетителей торговые центры площадью 20-30 тысяч квадратных метров спросом не пользуются. Пользуются спросом большие, огромные центры площадью свыше 100 тысяч метров».
Один из закрытых, а затем и разрушенных мегамоллов, фигурирующих в публикации - Dixie Square Mall в штате Иллинойс. Он известен тем, что в нем снимались сцены из первого культового фильма-мюзикла Blues Brothers. И стал таким, из-за криминалитета. Посетителей это пугало, и их постепенно становилось всё меньше и меньше.
В ближайшее время такие проблемы в России не просматриваются, считает председатель охранного предприятия «Атолл», бывший глава охраны Бориса Березовского Сергей Соколов.
«В целом у нас хорошо работают службы безопасности. В наших торговых центрах тоже имеются криминальные элементы. Первый формат - воры-карманники, работают очень активно и, можно сказать, удачно. Службы безопасности, которые работают в торговых центрах, не способны полностью локализовать работу этих группировок. Это иллюзия, что на западе криминальная среда полностью уничтожена. Служба безопасности, если она хорошо организована, способна свести к минимуму опасность нахождения в этих торговых центрах обыкновенных граждан».
Американский супермаркет - это не просто магазин. В 50-60-е и 70-е годы прошлого века он был настоящей иконой общества потребления. Которую так или иначе пытались воспроизвести во всем мире. Но ни скидки, ни акции, ни другие приемы часто не способны привлечь клиента, который постепенно переходит на другие модели потребления.
Так, некоторые из моллов из списка BuzzFeed - например, просуществовавший 55 лет Крествуд Молл в Сент Луисе - закрылись из-за того, что не смогли выдержать конкуренции с новыми способами продажи товаров, в том числе и торговлей по Интернету. Слава богу, есть надежда, что России это не грозит. Тут почта выступает рыцарем-хранителем модели потребления, сформированной в США во второй половине прошлого века.