Возможное ухудшение экономической конъюнктуры и угрозы западных санкций заставляют российский бизнес нервничать. К началу апреля 61% отечественных компаний либо уже внесли коррективы в свои годовые HR-планы, либо активно работали в этом направлении, утверждают исследователи компании КПМГ, опросившие более сотни представителей крупного российского бизнеса из различных отраслей экономики. Приоритетным направлением на 2014 г. было и осталось повышение эффективности персонала. С учетом сложившейся ситуации снизилась приоритетность вопросов привлечения персонала и создания HR-бренда.
Унять панику
«Опрос проводился с 17 по 31 марта. Оценка перспектив развития экономической ситуации менялась прямо по ходу проведения опроса, - рассказывает Дина Дьякова, менеджер Группы по оказанию услуг в области управления персоналом и налогообложения физических лиц КПМГ в России и СНГ. - Респонденты буквально перезванивали, сообщая об изменении своих ответов на вопросы анкеты». По словам эксперта, на первой неделе исследования тренд был скорее пессимистичный, к концу месяца на фоне некоторой стабилизации внешнеполитической ситуации стали преобладать сдержанно оптимистические прогнозы, однако в итоге практически половина респондентов (46%) затруднилась дать точный прогноз развития ситуации. Так, в первую неделю 24% респондентов считали наиболее вероятным пессимистический сценарий, а на второй неделе исследования пессимистический прогноз дали только 4% респондентов. С наибольшим оптимизмом смотрят в будущее представители фармацевтического бизнеса, половина из которых верит в оптимистический сценарий развития ситуации на рынках. Наименьший оптимизм продемонстрировали компании финансового сектора: только 22% респондентов верят в позитивный сценарий.
Эксперты констатируют: не изменились планы на повышение эффективности персонала у 89% респондентов, на повышение вовлеченности - у 63%, на удержание сотрудников - у 61% и 55%, как и прежде, желают улучшить управление талантами. Но в новой экономической ситуации большинство компаний (79%) сошлись на том, что необходимо оптимизировать численность персонала. По сравнению с первоначальными планами снизилась и потребность в привлечении персонала (на 16%), а также наблюдается тенденция к снижению активности компаний по созданию HR-бренда - теперь эта проблема 31% компаний, тогда как раньше - 44%. Приоритетными направлениями остались также замена неэффективного персонала, сокращение количества иностранных сотрудников, привлечение сотрудников из других регионов, пересмотр режима работы персонала.
Все компании финансового сектора ориентированы на повышение эффективности персонала (100%), также большинство компаний планируют проведение оптимизации численности персонала (80%).
Для большинства компаний сектора товаров народного потребления приоритетными в работе с персоналом остаются, с одной стороны, повышение эффективности и оптимизация численности (83%), а с другой стороны, удержание и повышение вовлеченности оставшегося персонала (67%). При этом для сектора, так же как и для фармацевтических компаний, не теряет актуальности задача по подбору персонала и созданию позитивного бренда работодателя. Эти направления как приоритетные выделили больше половины компаний-респондентов. Компании фармацевтического сектора в меньшей степени, по сравнению с общей выборкой, рассматривают важность проведения оптимизации численности персонала (50% по сравнению с 80 и 83% у двух других отраслей). В приоритете для этих компаний остаются вопросы удержания персонала (88%), развития талантов (75%) и повышения вовлеченности (75%).