На открывшемся вчера Петербургском международном экономическом форуме «Ростелеком» представил разработанную им поисковую систему «Спутник». Размещен он по адресу sputnik.ru и представляет собой не только систему поиска, но и набор различных социально ориентированных сервисов, рассказал «Ведомостям» вице-президент «Ростелекома» Алексей Басов. От других аналогичных проектов «Спутник» отличается тем, что является «точкой доступа к развивающейся цифровой инфраструктуре общества и государства», говорит Басов.
Среди сервисов «Спутника» - «Удобная Россия», помогающая получить официальную информацию, госуслугу или инструкцию по оформлению документов, льгот и пособий, а также по взаимодействию с учреждениями и службами. Другой сервис - «Мой дом» помогает сориентироваться на местном уровне: найти районную поликлинику, ОВД, собес, управляющую компанию. Также в результатах поиска работают виджеты госуслуг.
Отвечая на поисковые запросы, «Спутник» отдает предпочтение официальным источникам информации и стремится в целом как можно точнее отвечать на запросы, касающиеся взаимодействия человека с социальными институтами, говорит Басов. «Мы считаем, что для пользователя критична не столько полнота выдачи, сколько отсутствие недостоверной информации», - объясняет он. Как «Спутник» будет отличать достоверную информацию от недостоверной, он не уточняет. Но, например, информация известного крупного издания явно более достоверна, чем опубликованная у блогера, говорит источник, близкий к «Ростелекому».
Решить эту задачу можно, только используя систему верификации источников: поднимая в поисковой выдаче проверенные сайты и понижая или вовсе не индексируя непроверенные, говорит основатель Liveinternet Герман Клименко.
По словам Басова, «Спутник» уже проиндексировал 10 млрд документов в российском интернете и продолжит индексацию, работая в режиме открытого тестирования. Инвестиции в проект «Ростелеком» не раскрывает, ранее источник в компании оценивал их в $20 млн. Басов говорит лишь, что проект развивается «довольно экономично по сравнению с объемом поставленных задач», так как задействуются в том числе «нефинансовые ресурсы» «Ростелекома». В целом же «Ростелеком» рассматривает «Спутник» как коммерческий проект и рассчитывает монетизировать его, продавая рекламу и оказывая платные услуги. Делать это оператор начнет после выхода проекта из beta-версии и достижения определенного уровня аудитории (см. врез).
Едва ли речь может идти о том, чтобы навязывать «Спутник» госучреждениям и школам в качестве «поиска по умолчанию», говорит Басов: и задачи, и способы их решения у проекта рыночные, а основной его ресурс - это инвестиции и возможности «Ростелекома». Впрочем, поскольку «Спутник» решает важные для государства задачи, любая поддержка государства будет полезна, добавил менеджер.
У «Спутника» есть два возможных пути развития: один - традиционный для интернета, когда проект индексирует все больше веб-страниц и тем самым улучшает качество поиска, второй - пытаться привлекать аудиторию не поиском, а развлекательными сервисами, прежде всего видео, рассуждает Клименко из Liveinternet. Кроме того, государство может наладить через «Спутник» интернет-трансляцию ТВ-каналов, предполагает он.