«Автодор» надеется увеличить долю частных инвестиций в платные дороги

«Автодор» намерен увеличить долю частных инвестиций в строительство и обслуживание платных дорог, следует из проекта «Инвестиционной политики» госкомпании (копия есть у «Ведомостей»). По словам представителя «Автодора», проект в целом был одобрен экспертами и после доработки будет вынесен для утверждения на наблюдательный совет.

Одна из основных задач - поэтапно увеличить долю внебюджетного финансирования, следует из документа. Сейчас средняя доля частных инвестиций в действующих проектах «Автодора» (строящихся, обслуживаемых, а также разыгранных на конкурсе трассах) - чуть меньше 25%. Примерно такая же она - 24% - и в 10 проектах, которые должны быть выставлены на конкурс в этом году: от 5% для пятой секции ЦКАД (участок будет бесплатным) до 41% в концессионном соглашении для участка 58-149-й км трассы Москва - Санкт-Петербург. Рекорд первых двух концессий - обхода Одинцова и стартового участка трассы Москва - Санкт-Петербург, в которых внебюджетных инвестиций свыше 50%, повторить не удалось. Минимальная доля частных вложений - 10% (см. таблицу).

Пока политика вложений консервативна, признает «Автодор». На начальном этапе развития платных дорог сложно точно спрогнозировать будущую доходную базу из-за недостатка статистических данных, говорится в документе, поэтому лучше принимать как можно меньше долгосрочных финансовых обязательств. Ведь в будущем госкомпании предстоит компенсировать частному партнеру его инвестиции. Пока «Автодор» занимается пилотными проектами и опробует различные правовые и финансовые механизмы.

После 2015 г. «Автодор» надеется привлекать больше пенсионных накоплений и средств фонда национального благосостояния (ФНБ), выпуская облигации. Пока «Автодор» разместил всего один выпуск пятилетних бондов на 3 млрд руб. Следующие займы запланированы на 2016-2017 гг. - по 40 млрд руб. в год. Если удастся привлечь больше внебюджетных средств, можно было бы раньше запустить проекты, госфинансирование для которых предусмотрено ближе к 2020 г. или пока не запланировано, говорит человек, близкий к «Автодору»: госкомпания уже обсуждала с Минтрансом способы привлечения пенсионных накоплений после 2014 г.

Портфель проектов можно было бы и увеличить, предлагает «Автодор» в проекте инвестиционной политики: в программу деятельности могут быть добавлены трассы коридора Европа - Западный Китай в регионах, дорога Краснодар - Абинск - Кабардинка и Москва - Нижний Новгород - Казань. После 2020 г. объемы строительства нужно существенно увеличить, надеется «Автодор»: к 2030 г. под управлением «Автодора» должна быть сеть качественных скоростных магистралей протяженностью 12 000 км против 3108 км в 2020 г.

Вырастет и доля привлеченных инвестиций - до 35% в 2021-2025 гг., а затем до 45-50% в 2026-2030 гг. А стоимость внебюджетного финансирования снизится до уровня развитых стран, если, конечно, позволит конъюнктура финансовых рынков, в России улучшится инвестклимат и замедлится инфляция, говорится в проекте инвестиционной политики.

Вложения в инфраструктуру в партнерстве и с гарантиями от государства - контрциклические инвестиции, оптимистичен федеральный чиновник, курирующий инфраструктуру, они будут интересны и инвестиционно-строительным компаниям, и банкам, и фондам. Это показали и прошедшие за последний месяц крупные конкурсы «Автодора», где было по 3-4 предложения, продолжает он. Намерение нарастить долю частных инвестиций логично для «Автодора», считает партнер Deloitte Александр Дорофеев: уже есть запущенные проекты, куда вложились в том числе и иностранные инвесторы, нарабатывается практика применения законодательства. За рубежом, где есть сложившееся законодательство и больше накопленных инвестиций, доля частных вложений значительно выше, продолжает он: например, частник готов обеспечить все капзатраты, а затем государство помогает вернуть ему инвестиции через регулярные платежи или тариф.