Российское образование улучшило позиции в рэнкгинге Networked Readiness Index

В 2014 г. Россия поднялась с 54-го до 50-го места в глобальном рэнкинге Networked Readiness Index. На первых пяти местах Финляндия, Сингапур, Швеция, Голландия и Норвегия. США - на 7-м месте, Великобритания - на 9-м, Германия - на 12-м. Этот рэнкинг составляется уже в 13-й раз. В 2014 г. в нем приведены данные 148 стран. Годом ранее было 144. Страны оцениваются по 10 группам параметров, связанных с развитием и использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В том числе специалисты WEF собирают и анализируют данные об использовании ИКТ жителями, компаниями и правительствами разных стран, их доступности, а также влиянии на экономику стран и жизнь людей. Анализируются также некоторые параметры, характеризующие бизнес-климат в стране и качество подготовки специалистов.

Куда идет прогресс

Прогресс России по многим из этих параметров не слишком заметен. Например, по такому параметру, как качество бизнес-школ, Россия переместилась со 115-го на 113-е место, по качеству системы образования - с 86-го на 85-е, а по качеству обучения математике и естественным наукам и вовсе опустилась с 52-го на 56-е место. Венчурное финансирование стало доступнее для начинающих российских компаний: страна поднялась сразу на 15 позиций с 85-го места на 70-е. По доле рабочих мест, требующих глубоких знаний, прогресс по сравнению с другими странами тоже не очень велик: с 18-го места Россия переместилась на 17-е.

Как можно получить российское онлайн-образование →

За 13 лет методика сбора данных изменилась не слишком сильно, но поменялось внутреннее содержание. 13 лет назад людей, принимающих решения, интересовало в первую очередь, как извлечь выгоду из развития так называемой новой экономики, или, другими словами, воспользоваться возможностями, которые предоставило бизнесу развитие интернета. Сейчас же бизнесмены и правительства разных стран ищут возможности возобновления экономического роста, создания новых рабочих мест, развития новых отраслей экономики. Во всех этих сферах информационные и коммуникационные технологии играют ведущую роль. В частности, отмечают исследователи, практически повсеместно бизнес, общество, государственные органы сталкиваются с необходимостью обрабатывать большие объемы информации (Big Data).

Новая философия менеджмента

С помощью таких технологий уже сейчас можно предсказывать распространение эпидемии гриппа, оптимизировать транспортные потоки и настраивать их с учетом влияния автомобилей на качество воздуха, предсказывать, в каких районах крупных городов медики могут столкнуться с наиболее сложными случаями заболеваний и травм, и, наконец, составлять прогнозы успеваемости студентов при изучении разных дисциплин, утверждают авторы.

Пять крупнейших в мире платформ дистанционного образования →

Для многих компаний работа с данными стала новой философией менеджмента, утверждают авторы отчета. Примерно две трети руководителей, опрошенных Economist Intelligence Unit, утверждают, что анализ данных позволит им улучшить качество принимаемых решений и обнаружить новые бизнес-возможности. Половина респондентов уверены, что лучшие навыки работы с данными ведут к повышению конкурентоспособности, а более трети убеждены, что за счет анализа данных можно улучшить и финансовые показатели.