Китайские инвесторы заинтересовались перспективами новой логистической схемы доставки грузов из КНР в Россию через Приморский край, сообщает корреспондент ИА «Дейта». Связка двух проектов Группы Компаний «Аква Ресурсы» - «Терминал Астафьева» в Находке и «Сухой порт» в районе станции Угловая была презентована приморскими предпринимателями на встрече сопредседателей Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств. Мероприятие возглавили заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий РОГОЗИН и вице-премьер Госсовета КНР ВАН ЯН. Следующая презентация проектов может пройти уже на одной из инвестиционных ярмарок в Поднебесной.
Как отметил президент Группы компаний «Аква-Ресурсы» Руслан КОНДРАТОВ, связка «Терминал Астафьева» - «Сухой порт» уже сегодня обещает стать одной из крупнейших логистических цепей в крае и позволит повысить скорость, качество и интенсивность обработки угля, поступающего из Сибирских и Центральных регионов России в адрес потребителей странах АТР, так и обеспечить загрузку Транссибирской магистрали в обратном направлении. Ориентированы транспортно-логистические проекты, в первую очередь, на северо-восточные провинции Китая, Северную и Южную Корею и Японию.
«Согласно статистике, в прошлом году из КНР в Приморье пропущено 359 тысяч грузовых автомобилей по сравнению с 70-ю тысячами в 2012-м году - это говорит том, что для приморских предприятий, занятых в сфере логистики и грузоперевозок компании Китайской Народной Республики, безусловно, являются одними из самых перспективных и ключевых партнеров. Наш проект модернизации 'Терминала Астафьева' призван повысить скорость, качество и интенсивность обработки угля, поступающего из Сибирских и Центральных регионов России в адрес потребителей странах АТР, так и обеспечить загрузку Транссибирской магистрали в обратном направлении», - сообщил Руслан Кондратов.
По словам президента Группы компаний «Аква-Ресурсы», за год работы экологически чистого угольного порта закрытого типа - «Терминала Астафьева», его производительность была увеличена на 40% и составила 1,5 миллиона тонн угля. При этом второй этап модернизации проекта превратит Терминал в единственный в России экологически чистый угольный терминал закрытого типа.
«Производственные мощности на сегодняшний день позволяют переваливать около 2 миллионов тонн угля, ежесуточная выгрузка составляет 80 вагонов, складские мощности увеличены в 1,5 раза до 150 тысяч тонн. На втором этапе модернизации уголь будет складирован в закрытых накопительных хранилищах - так как это реализовано в самых современных терминалах сыпучих грузов», - рассказал Руслан Кондратов.
Именно внимательное к экологическим последствиям производства для края, по мнению директора Института международного бизнеса и экономики, доктора экономических наук, профессора Александра ЛАТКИНА, должно сегодня отличать успешные проекты. «Главное здесь - не забывать об экологии, чтобы не загубить туристическо-рекреационный потенциал края. Планы по превращению Терминала в единственный экологически чистый в России - это очень хорошо», - пояснил он.
Логистическая же «поддержка» проекта будет обеспечена за счет реконструкции узловой станции общего пользования Мыс Астафьева ДВЖД, в которую планируется вложить 2,3 миллиарда частных инвестиций. Эта мера позволит увеличить грузооборот станции с 7 до 12 миллионов тонн в год. Реализация проекта позволит к 2015 году создать в регионе современный комплекс по перевалке угля, не имеющий аналогов в России.
Именно логистическая составляющая проекта, отметил в беседе с корреспондентом ИА «Дейта» директор Дальневосточногоцентра экономического развития и интеграции России в АТР, профессор ДВФУ Александр АБРАМОВ, имеет едва ли не решающее значение не только для края, но и для региона в целом.
«Любое предприятие, эффективно работающее на территории края, приносит доход в бюджет, то есть полезно для региона. Для Приморья, безусловно, важны все проекты, связанные с развитием транспортной инфраструктуры, будь то порты или железнодорожное сообщение. Необходимо, чтобы эти проекты встраивались в общую инфраструктуру ДВФО», - уверен эксперт.
Такие планы предприятия, по мнению экспертов, открывают для Приморья новые перспективы. Как рассказал корреспонденту ИА «Дейта» директор Института международного бизнеса и экономики, доктор экономических наук, профессор Александр Латкин, на данный момент доля российского угля в общих объемах импорта КНР крайне мала.
«Из всего объема углеводородов, который закупает Китай, на Россию приходится максимум 5%, хотя покупать Китай готов очень много. Поэтому для Приморья перевалка угля - очень перспективное направление: вся Сибирь буквально завалена углем, а Дальний Восток его практически не потребляет. Наращивать мощности угольных терминалов, безусловно, нужно, и участие иностранных партнеров также крайне необходимо, ведь тогда и они будут думать, как продать больше», - считает Александр Латкин.
По мнению Александра Абрамова, «Терминал Астафьева» сегодня имеет все шансы стать одним из основных взаимовыгодных для России и Китая проектов.
«На межгосударственном уровне между Россией и Китаем существуют соглашения о сотрудничестве, которое, в свете грядущего визита Владимира Путина в КНР, должно насыщается новыми взаимовыгодными проектами. 'Терминал Астафьева' - как раз один из тех проектов, которые должны попасть в это соглашение».
Напомним, проект модернизации «Терминала Астафьева» был представлен на экономическом совете при губернаторе Приморского края в марте 2012 года. Тогда проект получил поддержку первого вице-губернатора края Сергея Сидорова и высокую оценку губернатора края Владимира Миклушевского, сообщили ИА «Дейта» в пресс-службе краевой администрации. Впоследствии презентация «Терминала Астафьева» прошла в рамках программы саммита АТЭС во Владивостоке.
Проект «Сухой порт» был представлен на Дальневосточном Инвестиционном конгрессе в 2013 году. По его итогам Владимир Миклушевский и президент Группы Компаний «Аква Ресурсы» Руслан Кондратов подписали соглашение о совместной реализации проекта. В апреле 2014 года стартовали ускоренные контейнерные поезда из «Сухого порта» в Москву.