В минувшую пятницу администрация Одинцовского района Московской области разыграла на торгах 480 мест под наружную рекламу. При их стартовой стоимости почти 185 млн руб. организаторы аукциона выручили в пять раз большую сумму - более 945 млн руб., сообщили «Ъ» в Главном управлении по информационной политике Московской области.
Наибольший ажиотаж вызвали восемь лотов, в которых разыгрывалось по одному месту под щиты крупного формата - так называемые суперсайты 5х15 м и 4х12 м - на 17-18-м километрах Новорижского шоссе (трасса М9 «Балтия»). В результате шесть из восьми мест достались крупнейшему в стране оператору наружной рекламы Russ Outdoor. Пятилетний контракт на каждую из этих конструкций обойдется компании в сумму от 7,193 млн до 9,093 млн руб., что почти в семь раз превышает их стартовую стоимость. В среднем один крупный щит на Новорижском шоссе будет стоить Russ Outdoor 1,4-1,8 млн руб. в год.
Это сопоставимо со среднегодовой стоимостью щитов в самой Москве. В прошлом августе столичные чиновники разыграли на аукционе 3999 мест под щиты 3х6 м, суперсайты 4х12 м и 5х15 м. При стартовой цене почти 18 млрд руб. десятилетние контракты на эксплуатацию этих конструкций были проданы за 72,3 млрд руб. Тем самым рыночная цена одного щита составила те же 1,8 млн руб. в год. При этом в Подмосковье в отличие от Москвы победитель торгов будет платить муниципалитету еще и арендную плату за каждое место под свою конструкцию.
Прошлогодние аукционы в Москве отразились на всем отечественном рынке наружной рекламы. В январе-марте коммерческая загрузка конструкций в столице, по данным исследовательской компании «ЭСПАР-Аналитик», равнялась всего 55% против 71% годом ранее. Просто победители торгов, чтобы компенсировать свои резко возросшие затраты, вынуждены были поднять расценки, что отпугнуло многих рекламодателей. В 2014 году рынок вряд ли вырастет, прогнозировал в начале этого месяца в интервью «Ъ» управляющий директор Russ Outdoor Максим Ткачев. Он же признавал, что в августе и его компания, и конкуренты «жили немного в другой макроэкономической реальности». Вчера господин Ткачев передал через пресс-службу, что на торгах в Одинцовском районе Russ Outdoor была крайне консервативна, купив всего лишь шесть мест: «Поскольку на них уже установлены наши конструкции, которые не нужно менять, пятилетние контракты для нас приемлемы».
Места на Рублево-Успенском шоссе разыгрывались 20 лотами. В них в нагрузку были включены места и на других трассах. В лотах было по 21-22 конструкции: это ситиборды 2,7х3,7 м с внешней подсветкой, которые будут размещены преимущественно на Рублевке, и классические щиты 3х6 м. При стартовой цене 159 млн руб. лоты были проданы за 863 млн руб. Таким образом, средняя цена одной конструкции составила 397 тыс. руб. в год, если брать за основу пятилетние контракты для щитов 3х6 м (ситиборды будут эксплуатироваться восемь лет). В Москве аналогичный показатель только для конструкций небольшого формата, к которым относятся ситиборды, по итогам торгов равнялся 285 тыс. руб. в год. Если же выводить средний показатель и для ситибордов, и для щитов, то это уже более 1 млн руб.
Одиннадцать из двадцати лотов на Рублевке и в ее окрестностях выиграла компания «XXI век - ТВ», известная в Москве своими «народными телефонами» - бесплатными таксофонами, на кабинках которых размещается реклама. Ранее в столичном департаменте СМИ и рекламе эти конструкции называли незаконными. Есть у «XXI век - ТВ» и обычные щиты в Подмосковье. В мониторинг «ЭСПАР-Аналитик» попадает 627 поверхностей этой компании, которые обеспечили ее владельцам в прошлом году примерно 48,7 млн руб. выручки. За места в Одинцовском районе «XXI век - ТВ» должна будет заплатить 503,5 млн руб. Экономически это оправданная цена, уверен заместитель гендиректора «ХХI век - ТВ» Григорий Петров.
Сергей Ъ-Соболев