John Lewis - крупнейшая в Европе сеть магазинов, функционирующая по сути по социалистическому принципу: у нее нет внешних акционеров, все акции компании принадлежат сотрудникам, или, как их здесь называют, «партнерам». Такая организация позволяет, с одной стороны, повысить мотивацию персонала, заинтересованного в росте прибыли, а с другой - повысить ответственность руководства, избираемого сотрудниками. Именно этими соображениями руководствовался сын Джона Льюиса Спедан Льюис, когда в 1914 году возглавил приобретенный отцом магазин Peter Jones на лондонской Слоан-сквер.
Эксперимент Льюиса-младшего оказался настолько успешным, что введенная им в Peter Jones система позже была перенесена на все магазины сети. В 2013 году объем онлайн-продаж John Lewis составил более 1 миллиарда фунтов стерлингов, общий же годовой оборот превышает 10 миллиардов. Руководство сети сейчас изучает перспективы торговли своими товарами в некоторых азиатских универмагах.
Второго мая во флагманском магазине сети на лондонской Оксфорд-стрит откроется интерактивная выставка, посвященная истории John Lewis. Посетители выставки смогут посмотреть на викторианский Лондон, заглянуть в кабинет основателя сети, узнать, как бомба во время Второй мировой войны едва не положила конец John Lewis, посмотреть, как выглядел первый магазин тканей, давший начало одной из самых знаменитых британских сетей универмагов. Отделы тканей и товаров для кройки и шитья, а также пуговиц, тесьмы и лент до сих пор существуют в магазинах сети, хотя, конечно, уже не являются ключевыми для нее. Сейчас самую большую прибыль John Lewis приносят отдел «все для дома» и отдел электроники, где, в частности, на все телевизоры дается бесплатная пятилетняя гарантия.
Пятого мая по телевидению будет показан 90-секундный рекламный ролик сети, авторы которого «вписали» богатую событиями историю John Lewis в историю Великобритании.
«Сад, который мы сейчас создаем на крыше магазина, должен будет стать самым большим садом на крыше во всем Лондоне. К его проектированию мы привлекли Тони Вудса, ранее удостоенного Королевским cадовым обществом звания 'молодой садовод года'. Сад будет все лето открыт для посетителей, которые смогут, сидя среди цветов с прохладительными напитками, любоваться роскошными видами Лондона», - рассказал журналистам на презентации юбилейных планов сети управляющий директор John Lewis Cаймон Фоулер. Он не исключил, что если сад будет пользоваться успехом, его могут воссоздать и в последующие годы.
Наконец, вниманию поклонников John Lewis будет представлена целая коллекция товаров «исторической серии»: от радиоприемников и старомодных телефонов с дисками до вполне современного постельного белья, блокнотов и ручек с историческими узорами. Отдельную коллекцию сувениров предложит Peter Jones - их можно будет увидеть прямо в витринах магазина. А 3 мая - в день рождения сети - во всех ее магазинах покупателей будут угощать тортом.