На рынке муниципальных пассажирских перевозок в Екатеринбурге снова неспокойно. Чтобы привлечь внимание властей к сложившейся ситуации, на следующей неделе представители городских компаний-перевозчиков намерены провести предупредительную акцию протеста.
Привлечь внимание
Предупредительная акция «Сигнал» пройдет в столице Урала в понедельник, 21 апреля. Ее организатором выступил Свердловский профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Как рассказали «АиФ-Урал» в пресс-службе Федерации профсоюзов региона, основные требования мероприятия - сохранение муниципального пассажирского транспорта в Екатеринбурге и достойная зарплата.
- Ровно в 12.00 водители пассажирского муниципального транспорта, не останавливая трамваи, автобусы, троллейбусы и метро, включат сигнал, который с перерывами по 15 секунд будет звучать 1 минуту. Решение о проведении акции принял президиум областного комитета, - пояснила и. о. председателя областного профсоюза Ольга Соловьева. - Эта акция направлена на привлечение внимания и работодателей, и всех органов власти на необходимость повышения социальных гарантий и увеличения зарплаты. Серьезную обеспокоенность трудовых коллективов вызывает продолжающийся кризис на предприятиях отрасли.
По данным Соловьевой, средняя зарплата на предприятиях пассажирского автотранспорта по области в 2013 году составила 17 480 рублей, в Екатеринбурге - несколько выше: ТТУ - 23 489, МОАП - 24 452. Однако это на 29% ниже, чем в целом по городу. Профорганизатор полагает, что без сверхурочных доплат эти суммы скорее сопоставимы с пособием на выживание.
Кадры стареют
Кроме того, в отрасли происходит отток профессиональных кадров и их старение. Освободившиеся в результате такого демпинга рабочие места занимают трудовые мигранты. Так, в МОАП - 151 работник с иностранным водительским удостоверением.
Транспортники подчеркивают, что ситуация усугубляется отсутствием компенсации выпадающих доходов за перевозку льготников. По данным штатных финансовых служб, в 2013 году предприятиями были недополучены миллионы рублей: ЕМУП ТТУ - 496 921 000 тысяч рублей, МОАП - 191 000 066 тысяч рублей.
И якобы даже на выплату заработной платы сотрудникам муниципальные пассажирские предприятия вынуждены брать кредиты. В условиях роста цен на продукты и товары первой необходимости последнее повышение зарплаты в трамвайно-троллейбусном управлении было в марте прошлого года (на 6-10%). Однако при этом с октября 2013 года по март 2014-го зафиксировано снижение премий на 10%.
- Областной профсоюз работников автотранспорта и дорожного хозяйства - одна из наших членских организаций, - подчеркивает лидер свердловских профсоюзов Андрей Ветлужских. - И федерация профсоюзов Свердловской области разделяет ее позицию о необходимости повышения зарплаты работникам отрасли, ее своевременной выплаты и обеспечения гарантии рабочего места. Важно, чтобы рабочая группа, куда входят представители областной власти, муниципалитета и профсоюза, как можно быстрее выработала решения для стабилизации ситуации на предприятиях общественного пассажирского транспорта.
Повышения не будет?
Напомним, что ситуация с муниципальным транспортом в Екатеринбурге уже несколько месяцев является предметом спора между городскими чиновниками, областными властями, депутатами и представителями общественности. Правда, представители города заявили, что в ближайшее время не собираются увеличивать стоимость поездки (напомним, что ещё недавно речь заходила о 50 рублях). Однако и снижать её, судя по всему, никто не собирается.
Власти Екатеринбурга продолжают уверять, что во всём виноваты областные льготники, проезд которых региональные власти оплачивать не хотят. Вроде как после монетизации 2009 года между городом и областью было достигнуто соглашение о софинансировании: 60% из федерального и областного бюджета, 40% - из городского. Однако компенсации из области уже два года как не поступают. Размер «недоимок» составляет 1,5 миллиарда рублей.
Между тем, областные власти в лице губернатора Евгения Куйвашева официально заявили, что не допустят повышения тарифов: «Считаю, что все льготы по проезду в городском и пригородном общественном транспорте как для жителей Свердловской области, так и жителей областной столицы должны быть сохранены. Но при этом, конечно, не должны быть ущемлены права обычных граждан».