Сегодня в Роскомнадзоре прошла встреча руководителя ведомства Александра Жарова и представителей интернет-отрасли - «Яндекса», Mail.ru Group, Rambler & Co, Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и др., рассказали несколько участников этой встречи. На ней обсуждалось, как Роскомнадзор будет реализовывать так называемый «закон о блогерах», подписанный президентом Владимиром Путиным в начале мая. Этот закон фактически приравнивает к СМИ популярных блогеров, чья аудитория превышает 3000 пользователей в сутки.
Блогеры должны регистрироваться в Роскомнадзоре с 1 августа →
На встрече, в частности, обсуждалось, как именно будет определяться аудитория блога, рассказал «Ведомостям» директор по внешним связям Rambler & Co Матвей Алексеев. У Роскомнадзора, по его словам, два основных варианта - разработка собственного счетчика или использование существующих систем веб-аналитики. На встрече, говорит Матвеев, упоминались два таких проекта - система аналитики «Яндекс.Метрика» и Openstat.
Основатель Openstat Леонид Филатов сказал «Ведомостям», что представители Роскомнадзора привлекали его в качестве консультанта по этой теме, но это не означает, что именно Openstat будет использоваться ведомством для определения аудитории блогеров - «пока таких предложений не было». Представитель «Яндекса» Ася Мелкумова не смогла прокомментировать по существу, сказав лишь, что «на встрече перебирали разные варианты подсчетов, в том числе вспомнили про разные аналитические инструменты, которые есть в открытом доступе».
Представитель Роскомнадзора отказался от комментариев. А источник в ведомстве сообщил, что на встрече обсуждались предварительные варианты, которые Роскомнадзор изучит и примет конкретное решение.
Представитель интернет-компании, участвовавший в обсуждении, считает, что вся необходимая статистика по блогерам уже есть у соцсетей и Роскомнадзору следует обращаться именно к ним. Что касается сайтов, то установка счетчиков - всегда добровольное решение владельца ресурса, и если данные о посещаемости закрыты от публичного просмотра, тогда только сам сайт может раскрыть информацию, счетчик не вправе это делать, заключает собеседник «Ведомостей».
Госдеп США выразил обеспокоенность российским законом о блогерах →
Раньше при измерении посещаемости блогов можно было ориентироваться на собственные счетчики самих площадок (например, такой рейтинг был у Livejournal) и рейтинг блогов от «Яндекса». Однако вскоре после принятия закона о блогерах Livejournal и «Яндекс» закрыли эти рейтинги. Так, у пользователей Livejournal с числом подписчиков больше 2500 теперь параметр «в друзьях» будет отображаться как 2500+. А «Яндекс» полностью избавился от рейтинга - компания объяснила это тем, что рейтинг плохо работал и отражал не совсем корректную информацию о количестве подписчиков блогов. «Яндекс» признал, что ускорил процесс закрытия рейтинга блогов в связи с последними законодательными инициативами, касающимися блогеров.
Закон о блогерах обязывает блогеров-тысячников регистрироваться в Роскомнадзоре. На них будут распространяться требования закона о СМИ: не допускать распространения гостайны, нецензурной брани и другого запрещенного контента, выполнять правила предвыборной агитации, а также проверять размещаемую информацию о частных лицах и незамедлительно удалять недостоверную. Кроме того, популярный блогер должен публиковать свои контактные данные, а также нести ответственность, в том числе и уголовную, за злоупотребление правом на распространение информации.