«На сегодняшний день согласованы и подписаны планы по производству новых самолетов Ил-96 различных версий для государственных заказчиков. Эти самолеты будут строиться у нас, на воронежском авиазаводе. Предполагается, что в период с 2014 по 2024 год всего будет произведено и передано заказчикам 14 бортов данного типа в пассажирских версиях с различными компоновками пассажирской кабины, а также в специальных вариантах»,-- рассказал вчера «Ъ» генеральный директор ВАСО Сергей Юрасов. По его словам, твердые контракты пока заключены на три самолета, «передача заказчику этих машин должна состояться в конце 2014-го и следующем году».
По словам источника «Ъ», близкого к ОАК, заказ для ВАСО будет включать в себя как «доработанную» грузовую версию в виде Ил-96-400Т, так и «спецзаказы». «Три твердых контракта включают в себя два борта для управления делами президента и один коммерческий заказ для лизингового партнера»,-- добавил он (ранее сообщалось, что заказчиком Ил-96-400ВПУ является компания «Роснефть»). В пресс-службе ОАО «Ильюшин Финанс Ко», которое специализируется, в частности, на лизинге самолетов, производимых ВАСО, вчера отказались комментировать свои заказы на самолеты Ил-96. Напомним, что специальный летный отряд президента содержит, в частности, четыре самолета типа Ил-96-300ПУ (они позволяют вести управление вооруженными силами в случае ядерного конфликта), до конца 2015 года значится поставка пятого борта.
Основная часть заказа, обнародованного господином Юрасовым, по сведениям «Ъ», принадлежит Минобороны: они планируют приобрести 11 самолетов, не исключено, что некоторые из них превратят в топливозаправщики (в такой модификации их топливная вместимость вдвое, а дальность полета практически втрое больше, чем у младшей модели - Ил-76). Один из самолетов, по словам источника «Ъ» в военном ведомстве, будет после передачи военным закреплен за главой Минобороны Сергеем Шойгу. Напомним также, что в интересах военных ВАСО изготавливает самолеты Ан-148-100Е: первый из 15 единиц уже был передан заказчикам в декабре 2013 года, а окончательно закрыть контракт стоимостью около 18 млрд руб. стороны планируют в 2017 году.
Господин Юрасов охарактеризовал план по Ил-96 для завода как «достаточно амбициозный», однако отметил, что, «прежде чем расписаться в его выполнении, специалисты ВАСО тщательно, на всех уровнях проанализировали возможные риски». «Сегодня мы рассчитываем только на одно - на выполнение поставленных задач»,-- сказал господин Юрасов. Для этого, по его словам, на ВАСО «активно ведется набор персонала, в первую очередь основных производственных рабочих»: «С начала года уже набрано порядка 150 человек. Еще около 800 человек необходимо набрать до конца этого года».
Глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев не сомневается в способности ВАСО выполнить заказ: «Сейчас мощности предприятия недозагружены, и, даже если будут заказы на Ил-112, они не помешают производству Ил-96. По примерным подсчетам, завод может производить до 20 самолетов в год средней размерности, таких как Ан-148 или Ил-112, и дополнительно несколько больших - как Ил-96». Эксперт отмечает логичность заказа со стороны управления делами президента, поскольку самолет «остается основной отечественной базой для строительства специальных бортов».
«Грузовые Ил-96-400Т в последнее время не были полностью загружены у их эксплуатанта - компании 'Полет', и спрос на них отсутствовал,-- говорит гендиректор консалтинговой компании Infomost Communications Борис Рыбак.-- При этом отсутствие спроса сейчас характерно не только для этой модели, но и для всех грузовых самолетов, что связано с экономической ситуацией в стране в целом». Стоимость одного борта без спецоборудования, по словам господина Рыбака, оценивается в $60-80 млн.
Андрей Цветков, Олег Мухин, Воронеж; Иван Сафронов