Спустя два месяца после смены оператора и открытия новых визовых центров Великобритании в РФ проблемы с выдачей документов туристам так и не решены. С марта 2014 года документы принимает компания Teleperformance вместо VFS Global. Конкурс, по итогам которого оператором британских визовых центров в Европейско-Средиземноморском регионе (в него входит и Россия) стала Teleperformance, был проведен в сентябре 2013 года. Группа Teleperformance объединяет 110 тыс. оборудованных рабочих станций по выдаче виз, около 149 тыс. сотрудников и 230 контактных центров в 46 странах мира. Оборот компании в 2013 году составил €2,433 млн.
Как заявили вчера в Российском союзе туриндустрии, с конца марта 2014 года срываются групповые и индивидуальные оплаченные туры в Великобританию у сотен туристов. Российские граждане получают паспорта с визами уже после даты запланированного вылета. По словам пресс-секретаря РСТ Ирины Тюриной, «есть случаи, когда паспорта задерживаются на 2,5-3 месяца, из-за чего срываются поездки не только в Великобританию, но и в другие страны». Ситуация усугубляется еще и тем, что у турфирм нет возможности получить какую-либо информацию о судьбе документов, поскольку в визовых центрах не работает онлайн-сервис по контролю за датой выдачи визы. Сотрудники турфирм в итоге вынуждены ехать в визовый центр и стоять в очереди. Правда, и это не всегда помогает: часто, по словам госпожи Тюриной, курьеры получают не те паспорта, которые должны получить в запланированное время. «Негативный фон уже влияет на спрос, поскольку вероятность получить паспорт вовремя очень мала. Чтобы не терять клиентов, некоторые туроператоры вынуждены за свой счет оформлять им срочную визу. Но и в этом случае паспорта выдаются не через три дня, а минимум через семь»,-- говорят в РСТ.
Кроме того, визовые центры выдают паспорта без сопроводительных документов, в которых должна быть указана реальная дата его выдачи. Из-за этого у турфирм нет документального подтверждения задержки визы, поэтому не вступает в силу полис страхования от невыезда и в итоге туристы не могут вернуть свои деньги. Число пострадавших госпожа Тюрина назвать не смогла, но отметила «Ъ», что «их как минимум несколько сотен»: «При этом Teleperformance отгородилась от нас бетонной стеной: мы направили в их офис письмо с просьбой разъяснить ситуацию, но ответа до сих пор не получили».
«С открытием нового визового центра сразу увеличилось количество проблем,-- подтвердила 'Ъ' менеджер туристического холдинга 'Русский экспресс' Надежда Петренко.-- Раньше в сбоях с выдачей виз были виноваты, как правило, клиенты. Сейчас же в визовом центре скапливается огромное количество документов, сотрудники работают медленно, огромные очереди. Вместо 15 дней визу стали делать 18. Если виза срочная, то вместо трех-четырех дней ее готовят пять-шесть дней».
В компании Teleperformance предоставить комментарий отказались, посоветовав корреспонденту «Ъ» обратиться за разъяснениями в британское посольство. Пресс-секретарь посольства Великобритании Михаил Меньшиков заверил «Ъ», что ведомство «прилагает все усилия и тесно работает с компанией Teleperformance, чтобы снова привести работу к обычным стандартам». В частности, отметил господин Меньшиков, посольство увеличило количество собеседований: дополнительные 180 стандартных визовых заявлений и 40 срочных в день будут доступны в течение ближайших двух недель. С середины мая будет доступно 1,2 тыс. ежедневных собеседований в визовых центрах, 200 из которых будут рассматриваться визовой службой в срочном порядке.
«На Великобританию и Францию нам жалуются очень часто, но управу на работников визовых центров найти нельзя,-- сообщил 'Ъ' руководитель адвокатской коллегии 'Князев и партнеры' Андрей Князев.-- Единственный выход - писать жалобы. Можно, конечно, подать в суд, но судебная перспектива близка к нулю».
Вячеслав Ъ-Козлов, Олеся Ъ-Быкова