Какие задачи стоят перед ЦБ
Он напомнил, что президент РФ уже подписал закон, направленный на обеспечение бесперебойности денежных переводов в РФ и предусматривающий создание национальной платежной системы (НПС) с участием Банка России. Сейчас, по словам Моисеева, перед ЦБ стоит задача в короткий срок определиться, будет ли использоваться для этого одна из существующих российских платежных систем.
«В России есть несколько карточных систем, они всем известны. ЦБ сейчас проводит их аудит, решает, можно ли использовать целиком одну из этих систем или использовать несколько частично, или строить все заново», - добавил он.
«Как только Банк России даст ответ на этот вопрос, то, по оценкам экспертов, от трех месяцев до полугода уйдет на построение полноценной российской системы платежных карт», - заключил замминистра.
Кто станет акционером НПС
Согласно закону, в рамках НПС будут осуществляться переводы денежных средств с использованием платежных карт и иных электронных средств платежа, предоставляемых клиентам участниками национальной платежной системы в соответствии с установленными правилами.
Закон предусматривает создание расчетно-клирингового центра (оператора) НПС в форме ОАО, 100% акций которого принадлежит Центральному банку РФ. В течение двух лет с момента госрегистрации оператора ЦБ будет являться единственным его акционером.
По истечении этого срока Банк России будет вправе начать продажу принадлежащих ему акций. При этом одно лицо или группа лиц не вправе приобретать более 10% акций оператора НПС. Акции, приобретенные с нарушением данного запрета, должны быть проданы. В случае сокращения доли участия Центробанка в капитале оператора НПС ниже уровня 50% плюс одна голосующая акция, ЦБ будет обладать правом вето при принятии общим собранием акционеров решений.
В составе органов управления оператора НПС формируется совет директоров (наблюдательный совет) в составе не менее девяти человек, к компетенции которого относится утверждение стратегии развития, правил и тарифной политики НПС. Стратегия развития утверждается после ее рассмотрения Национальным финансовым советом Банка России. В качестве коллегиального совещательного органа образуется совет участников и пользователей НПС, в состав которого входят представители участников НПС и иных лиц, в том числе представители правительства, Совета федерации и Госдумы. Руководитель оператора НПС назначается на должность с согласия Национального финансового совета Банка России.
Требования к иностранным платежным системам
Закон вводит понятия «национально значимая платежная система» и «иностранная платежная система». К национально значимым отнесены платежная система Банка России и платежная система, в рамках которой осуществляются переводы денежных средств по сделкам, совершенным на организованных торгах.
С 1 июля 2014 года оператор платежной системы, не являющейся национально значимой, обязан внести на спецсчет в Банке России обеспечительный взнос в размере суммы переводов денежных средств, осуществленных на территории РФ в рамках платежной системы в течение двух календарных дней. Взнос формируется ежеквартальными отчислениями в 25% от среднего значения сумм переводов денежных средств, осуществленных за один календарный день на территории РФ в рамках платежной системы за предшествующий квартал. Данный взнос будут платить международные платежные системы, у которых клиринг и процессинг расположены за пределами РФ, поясняла ранее Бурыкина.
Операторы платежных систем с 1 июля 2016 года при осуществлении перевода денежных средств будут обязаны привлекать операторов услуг платежной инфраструктуры, которые находятся и осуществляют все функции на территории РФ. Исключение будет сделано лишь для случаев трансграничного перевода денежных средств.
Таким образом, операционные и платежные клиринговые центры, привлекаемые операторами по переводу средств для осуществления перевода денег, с июля 2016 года должны быть расположены на территории России.
Кроме того, с 1 июля 2016 года им запретят передавать информацию по переводам денежных средств на территорию иностранного государства или предоставлять доступ к ней с территории иностранного государства. Исключение предусмотрено лишь для случаев трансграничного перевода денежных средств либо рассмотрения заявлений клиентов участников платежной системы о несанкционированном использовании их электронных средств платежа.