26 апреля текущего года вступило в силу постановление Национального банка №253 «О некоторых вопросах предоставления кредитов физическим лицам и финансирования под уступку денежного требования (факторинга)», в соответствии с которым оценка банком кредитоспособности физлица теперь будет осуществляться при наличии документа, подтверждающего получение дохода. Таким образом, для получения даже «мелкого» кредита клиент обязан принести в банк справку о заработной плате или документы, которые подтверждают размер пенсии, социальной адресной помощи, ежемесячного денежного содержания и пр.
Сергей Дубков пояснил: «Мы выстроили систему аналитики, поэтому полагаем, что спонтанные покупки, осуществляемые населением в магазинах, причем по облегченной системе кредитования, провоцируют принятие неадекватных решений. Потом, когда возникают реальные проблемы, население, достаточно активно используя те или иные каналы, свою озабоченность доносит до госорганов. И предложили определенную регламентацию, чтобы покупка тех или иных товаров происходила обдуманно».
Ожидается, что нововведение Нацбанка в первую очередь нанесет удар по быстрым, так называемым экспресс-кредитам, которые банки часто выдают прямо в магазинах. Именно в таких местах у клиента появляется желание получить товар во что бы то ни стало. И если своих денег на него не хватает, можно в течение 20-30 минут получить кредит прямо на месте. Однако такие кредиты очень дорогие, и порой долг может оказаться неподъемным.
Нередко для получения экспресс-кредита граждане «повышают» свою зарплату. В таком случае справка о доходах поможет адекватно оценить запас прочности клиента. А поход в бухгалтерию остудит его скороспелые финансовые желания. Конечно, быстрые кредиты не исчезнут, но поток желающих должен поубавиться. Ну а с учетом устойчивого роста проблемных долгов - банки скорее за, чем против новой меры.
Как отмечает заместитель председателя правления одного из коммерческих банков Татьяна Самойленко: «Безусловно, какие-то клиенты уйдут. При походе в магазин нововведение уберет такую эмоциональную составляющую. На самом деле банку нужны клиенты, которые уверены в своих доходах, умеют правильно планировать свое финансовое будущее, свою финансовую нагрузку. Как раз для банка эта мера положительная».