Если исключить из стоимости автомобиля компоненты, производство которых по разным причинам нет смысла локализовать в России, например электронику, жгуты проводов и др., то уровень локализации производства будет в районе 80-88%, в конце 2013 г. у Ford Sollers он составлял 35%, говорил в апреле на пресс-конференции исполнительный директор российско-американского СП Ford Sollers Адиль Ширинов. Но с точки зрения производственного процесса, управления рисками, финансового менеджмента, стратегии оптимальный уровень локализации будет разным, поэтому назвать целевой показатель, при котором все будут довольны, нельзя, добавил он.
В тот же день Ford Sollers объявил о планах по сокращению 700 человек и остановке конвейера почти на два месяца на своем заводе во Всеволожске, а также о переводе предприятий во Всеволожске и Елабуге с двухсменного на односменный режим работы «как минимум на несколько месяцев». О переходе регионального предприятия обратно на двухсменный режим работы в этом году речи не идет, уточнил позже вице-губернатор Ленобласти по инвестициям Дмитрий Ялов.
Оптимизация производства связана со снижением продаж новых автомобилей, особенно в сегменте C, а также с девальвацией рубля, говорил в апреле Ширинов. По данным AEБ, за четыре месяца этого года продажи Ford Focus в России сократились вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За 2013 г. продажи Focus упали на 27%, все продажи Ford - на 18% при общем падении рынка на 5%.
С начала года курс доллара, по данным ЦБ, вырос на 6,5%, на пике (в середине марта) рост составлял 12%. Евро к середине мая прибавил в цене 6% по сравнению с курсом на начало года, в середине марта рост был 13%. На 10% с начала года выросли курсы японской иены и южнокорейского вона, следует из данных ЦБ.
Локализацию производства называют приоритетом все автопроизводители, работающие в России. В Ford отмечают, что ее значение на фоне девальвации и снижения рынка возросло. Развитие российской базы поставщиков поможет сократить эффект от колебания курсов валют, говорит представитель Ford Sollers.
Девальвацией рубля обеспокоены и на заводе Hyundai, который производит две самые популярные в России иномарки - Hyundai Solaris и Kia Rio. Компания подписала долгосрочные контракты с локальными и глобальными поставщиками (часть из них - в рублях, часть - в долларах и евро) и не может быстро изменить их условия, отметили в компании. Hyundai старается максимально эффективно с финансовой точки зрения работать в нынешней ситуации, хеджируя возможные валютные риски, сообщили в пресс-службе завода.
На петербургском предприятии Toyota ожидают, что рост курсов приведет к увеличению затрат компании, отметили в пресс-службе предприятия. Девальвация рубля снижает прибыльность моделей, производимых в России, передал через пресс-службу гендиректор завода Nissan Дмитрий Михайлов.
Индустрии автокомпонентов в России до прихода глобальных автопроизводителей фактически не было, говорит представитель Национальной ассоциации производителей автокомпонентов в СЗФО Майя Свиридова. На этом рынке еще достаточно места для новых игроков, кроме того, у большинства производителей есть обязательства по уровню локализации, все это толкает индустрию к развитию, утверждает она.