Меньше покупают
В этом году ритейлеры оказались в новой реальности, в которой снижается активность клиентов, а вслед за ней - потребительский поток и выручка, рассказывает владелец сети бытовой техники и электроники «Техношок» Виктор Гордейчук. Показатель LFL в его сети отрицательный.
Средний чек в I квартале 2014 г. упал на 4%, но количество чеков увеличилось на 46% до 2,6 млн штук, передал через пресс-службу директор по коммуникациям «Юлмарта» Брайан Кин. Количество позиций в чеке и средний чек остались на прошлогоднем уровне, говорят пресс-секретарь ОАО «Мэлон фэшн груп» Анна Беззубова и исполнительный директор СТД «Петрович» Виктор Адамов. По словам Адамова, за I квартал трафик увеличился на 10% из-за ранней весны. В сети «Улыбка радуги» трафик остался на прежнем уровне, рассказывает директор по открытиям и региональному развитию сети «Улыбка радуги» Иван Тарасов. Он ожидает снижения покупательской активности. «Улыбка радуги» постепенно начинает вводить более дешевый ассортимент, этой тактикой можно удержать и привлечь клиентов, добавляет менеджер.
Несмотря на общее изменение потребительского спроса, посещаемость торгово-развлекательных комплексов компании «Адамант» остается стабильной, нет резких колебаний по сравнению с предыдущими периодами, говорит представитель УК «Адамант» Елена Мариничева. Клиентов не стало меньше, выручка продовольственных сетей увеличилась благодаря инфляции, но, если отбросить инфляцию, все останется на уровне прошлого года, делится наблюдением топ-менеджер федеральной продовольственной сети.
В марте 2014 г. оборот розничной торговли в Петербурге в сопоставимых ценах снизился на 3,2% до 80,9 млрд руб. по сравнению с тем же периодом 2013 г., за I квартал снижение составило 1,3% до 225,4 млрд руб., подсчитал Петростат.
На покупательную способность влияют закредитованность населения, геополитические и макроэкономические факторы, объясняет Гордейчук. Реальные доходы населения снижаются вслед за курсом рубля и ростом уровня инфляции, спонтанных покупок стало меньше, говорит Мариничева. Потребители стали более консервативны и осторожны в выборе, отмечает Беззубова. На показателях продовольственных ритейлеров экономическая ситуация пока сказывается минимально, считает исполнительный директор ТД «Интерторг» Олег Рыбаков.
В поиске покупателей
Антикризисные стратегии, по словам Тарасова, заключаются в борьбе за покупателей или сокращении издержек. На трафик повлиять непросто, «Мэлон фэшн груп» оптимизирует ассортимент, проводит локальные акции в магазинах с негативной динамикой трафика, работает над мерчандайзингом, чтобы посетители ТК совершали покупки в магазинах компании, говорит Беззубова. Учитывая повышение спроса на товары более дешевого ценового сегмента, в продвижении торговых центров «Адамант» делает акцент на распродажах и стимулирующих акциях - они по-прежнему способствуют увеличению продаж, говорит Мариничева. В нескольких магазинах сети «Улыбка радуги» в конце 2013 г. появились кассы самообслуживания, они повышают имидж и привлекательность сети, а также позволяют сократить фонд оплаты труда, рассказывает Тарасов. По его словам, компания не сокращает персонал, а, если сотрудник уволился, не нанимает нового, обязанности перераспределяются на оставшихся, продолжает он.