«Альянс» столкнулся с проблемами в автостраховании, и если тарифы на ОСАГО не вырастут, а проблема с судебной практикой в пользу клиентов не решится, то «Альянс» будет вынужден свернуть розничные продажи в России, рассказали четыре источника «Ведомостей», близких к компании.
Бизнес «Альянса» в России переживает не лучшие времена. Страна стала единственным регионом, где Allianz по итогам 2013 г. отчитался об убытке в 38 млн евро, следует из МСФО компании, причем основную его часть в 31 млн евро она получила в IV квартале. При этом комбинированный результат от страховой деятельности (показатель убыточности страхового бизнеса) вырос до 112%. Годом ранее компания получила 5 млн евро убытков, но комбинированный результат составлял лишь 103,2%. В презентации Allianz сказано, что рост выплат по автострахованию в России вызван судебной практикой.
Убытки стали причиной смены менеджмента в начале года (см. врез). Еще одной ее причиной источники «Ведомостей» называют вопросы к отчетности страховщика. Аудиторы не смогли получить доказательств существования дебиторской задолженности на 460,9 млн руб. «Это сумма инкассовых списаний по судебным претензиям, не разнесенная по соответствующим статьям отчетности из-за отсутствия судебных документов на момент ее составления», - говорится в заключении к РСБУ за 2013 г.
«Проблема Альянса не только в автостраховании, их несколько: негативный финансовый результат как следствие активной работы в автостраховании, что повлекло рост судебных издержек. Все вместе привело к кадровым перестановкам», - объясняет сотрудник «Альянса». Однако решение о развитии бизнеса будет приниматься в том числе и под влиянием внешнеполитических факторов, добавляет он, все зависит от объема санкций, которым может подвергнуться Россия после событий на Украине.
Пока менеджмент «Альянса» рассматривает несколько вариантов дальнейшей деятельности, говорит бывший менеджер компании: «Закрываться никто не хочет: один из вариантов - последовать примеру дочки швейцарского Цюриха и оставить активно работать со страхованием корпоративных рисков глобальных клиентов». Об этом может говорить передача обязанностей финансового директора Вольфгангу Дайхлу, который в том числе курирует финансовый блок в Allianz CEEMA.
Менее жесткий вариант сокращения убыточного бизнеса, который «Альянс» уже начал осуществлять, - санация портфеля договоров моторного страхования с целью сделать его более прибыльным, в том числе за счет сокращения числа посредников и повышения тарифов.
«По нашим наблюдениям, компания уже повысила тарифы в автокаско почти вдвое», - замечает гендиректор «Оранта страхования» Дмитрий Игнатьев. По его словам, разрыв отношений с агентами не может говорить о санации портфеля: «Мы тоже разрываем отношения с теми, кто генерирует убытки». Поднимая тарифы на автокаско, компания сможет исправить ситуацию с убыточностью, но убьет будущие продажи, замечает гендиректор страховой компании ERGO Александр Май. «В компании идет ревизия бланков ОСАГО», - знает собеседник «Ведомостей». «Никто и не говорит сейчас об уходе», - замечает топ-менеджер крупной розничной страховой компании. Но компания предлагала конкурентам обсудить перспективы продажи им розничной сети в России, знает он.
В Санкт-Петербурге компания практически свернула агентские продажи, закрыла часть территориальных агентств, оставив лишь продажи автокаско и ОСАГО через автодилеров, рассказал один из местных участников рынка. «Мы надеемся на новые тарифы с более высокими ценами на страхование», - подтвердил «Ведомостям» один из линейных продавцов «Альянса».
«Об уходе Allianz из России речь не идет, - заверил Пятаков. - Сейчас компания концентрируется на прибыльности и развитии соответствующих линий бизнеса, а корректировка тарифов - это текущая каждодневная работа любой страховой компании».
В головном офисе Allianz ситуацию в России не комментируют.