По его словам, магазины шаговой доступности появятся в первых семи переходах в течение месяца.
«Департамент ЖКХ вместе ГУП 'Гормост' провели реконструкцию в нескольких пешеходных переходах, в них предусмотрены торговые площади от 100 до 300 кв. метров. Мы рассматриваем размещение там магазинов малого формата 'Перекресток-Экспресс' и 'Фасоль', это франчайзинговые сети X5 Retail Group и Metro Cash&Carry соответственно», - пояснил Алексей Немерюк. В частности, мини-магазины появятся в переходах по следующим адресам: Смоленский бульвар,10/1, Большая Спасская, 2, Земляной Вал, 42, Академика Сахарова, 12, Садовая-Черногрязская 22, Новый Арбат, 28 и в переходе «Выставочный» на Краснопресненской набережной, 14/1.
Немерюк отметил, что департамент также обсуждал варианты размещения мини-магазинов международной сети 7-Eleven, но пока не достиг договоренности. «У них очень большой срок рассмотрения проекта, на рынок России они готовы прийти через три года. Нас это не устраивает», - объяснил чиновник.
Немерюк добавил, что, если другие ритейлеры заинтересуются форматом магазинов шаговой доступности, департамент рассмотрит их предложения. Стоимость аренды еще не определена, пояснил Немерюк, но она будет разумной. «В среднем, небольшие магазины в перехода сейчас платят за 4 кв. метра 120 тысяч рублей в месяц», - пояснил он.
Как пояснила руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям Metro Cash&Carry Оксана Токарева не смогла прокомментировать возможность появления магазинов компании в подземных переходов, однако рассказала, что Metro Cash&Carry в ближайшее время действительно планирует открывать небольшие франчайзинговые минимаркеты «Фасоль» в столице. «Планируется широкомасштабная кампания, около 100 магазинов в ближайшее время», - пояснила Токарева. Места их расположения еще не определены. По ее словам, типичный ассортимент такого магазина состоит из 1 тысячи позиций - товары повседневного спроса, выпечка, а также непродовольственная продукция. В Москве в 2012 году открылся первый, тестовый магазин «Фасоль» площадью 147 кв. метров.
Менеджер по связям с общественностью X5 Retail Group Роман Черешнев сказал, что компания заинтересована в открытии мини-магазинов. «Мы ведем переговоры с департаментом, рассматриваем различные варианты размещения», - пояснил Черешнев. На данный момент в Москве 187 магазинов «Экспресс-Ритейл» под различными брендами.
Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрей Карпов сказал, что формат франчайзинга подразумевает поддержку малого бизнеса, так как владельцем магазина будет отдельный предприниматель, но под брендом крупной марки. «У бизнесмена появится возможность, к примеру, под брендом 'Фасоль' закупать у Metro Cash&Carry продукты по более выгодным ценам. В целом, предлагается магазин 'под ключ' - с готовым дизайном, стандартами работы, программным обеспечением. Также предпринимателю помогут с обучение персонала, в соответствии со стандартами сети», - пояснил Карпов. По его словам, такой проект потенциально интересен малому бизнесу, так как у сетевика он обязан закупать не весь товар, а около 20%.
«Розничная торговля в нынешнем формате не соответствует облику столицы. Лавки метр на метр с сомнительным содержанием мегаполису не нужны», - полагает Карпов. По его словам, открыть мини-магазины в подземных переходах в течение месяца реально.
Эксперт московского отделения ОПОРЫ России Сергей Ребров, между тем, выразил опасение, что появление на рынке крупных сетевых операторов крайне отрицательно повлияет на малый бизнес, который сейчас превалирует в переходах и может не выдержать конкуренции.
По словам аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, экспресс-формат таких магазинов сопоставим с широко распространенным на западных рынках corner store (магазин на углу). «Несомненно, это перспективное направление развития розничной торговли мегаполисов. Такие проекты очень интересны крупному системному ритейлу. Подобные модели в последние годы пробовали запускать крупные торговые компании. У Х5, например, направление 'Экспресс-ритейл' в 2013 году демонстрировало самые высокие темпы роста. Но пока концепция corner store как технологичный сетевой проект в России еще никем не реализована», - сказал Клягин. Он добавил, что сейчас условия на рынках изменились, а именно, сократилась нестационарная мелкорозничная торговля, в том числе, из-за запрета продажи пива и сигарет в небольших магазинах.
Отметим, что ранее планировать выделить около 200 городских помещений размещение продуктовых магазинов шаговой доступности, развивать которые, возможно, будет сеть 7-Eleven. Впоследствии город не договорился с международной сетью.
Марина Курганская