«Основная проблема в том, что Калининградский порт - мелководный, он находится в черте города и к нему ведет односторонний 50-километровый канал. А значит, судно, которое заходит в порт, закрывает проход другим судам. Другой порт - Балтийск - расположен в Калининградском заливе, в бухте Приморской. Но этот проект тупиковый, терминал обслуживает в основном город и частично 'Автотор'. Мы предлагаем строить глубоководный порт с другой стороны - на мысе Бальга, где будет терминал под нефть и нефтепродукты, удобрения и контейнеры. Новый порт должен принимать 100-тысячные суда. Сегодня мы проигрываем портам Прибалтики, которые принимают, как минимум, 40-тысячные суда», - говорит он.
Проект по строительству глубоководного порта-хаба в Калининградской области ранее презентовал ФГУП «Росморпорт», прогнозируя рост грузооборота на Балтике к 2030 году до 500 млн тонн. Грузооборот портов Балтийского бассейна в 2013 году составил 215,8 млн тонн, из них грузооборот порта Калининград составил 13,6 млн тонн.
«Росморпорт» предлагал построить перегрузочный комплекс на мысе Бальга мощностью 131,5 млн тонн в год, ориентируясь на такие грузы, как контейнеры, накатные и наливные грузы. Однако тогда проект не получил развития, Минтранс подтвердил намерение строить глубоководный порт в Калининградской области, однако не ориентировался на мыс Бальга. В ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг) заложен проект по строительству глубоководного порта в Балтийске, в бухте Приморской с прогнозируемым грузооборотом в 65 млн тонн в год контейнеров и 1 млн тонн в год накатных грузов. Первую очередь с проектной мощностью в 15 млн тонн в год планируется запустить в 2015 году. Общий объем финансирования по проекту - 62,96 млрд рублей, из них 17,96 млрд рублей - средства федерального бюджета.
'На первом этапе порт на мысе Бальга будет ориентирован на калийные удобрения из Белоруссии. Белорусы - наши партнеры по Таможенному союзу - переведут отгрузку к нам, когда наш порт начнет принимать 40-тысячные суда. И тогда у нас гарантирован грузооборот в 15 млн тонн только за счет удобрений. Следующая задача - организовать перевалку нефти и нефтепродуктов. Сейчас их завозят железной дорогой в цистернах. Гораздо дешевле построить вблизи порта НПЗ и поставлять нефть морем - с той же 'Белокаменки', тут же и перерабатывать. Так мы можем завозить для Калининграда и всей Восточной Европы до 100 млн тонн нефти в год', - считает Давыденко.
Однако, руководитель Росморречфлота отмечает, что регион хочет строить порт в Приморской бухте, вблизи города, что простимулирует строительство объездной дороги. 'Мы же планируем соединить порт на мысе Бальга с железной дорогой, которая уже есть и идет на Европу, и с автомобильной трассой в обход Калининграда. Что касается контейнерного терминала - здесь мы снова сталкиваемся с операторами Санкт-Петербурга и Усть-Луги, которые видят в Калининграде прямого конкурента и, соответственно, не жалуют новый проект', - добавляет он.