Крым и Севастополь стали новыми регионами России после проведенного 16 марта референдума, на котором подавляющее большинство жителей проголосовали за присоединение к РФ. Президент России Владимир Путин заявлял, что проведение референдума о статусе Крыма соответствует нормам международного права и уставу ООН.
Авиабилеты в Симферополь - в лидерах спроса
В первой половине апреля резко вырос спрос на авиабилеты в Крым. По данным онлайн-трэвел агентства Biletix, по сравнению с 2013 годом количество поисковых запросов по билетам в Симферополь возросло в четыре раза. На майские праздники авиабилетов в Симферополь продано в 2,8 раза больше, чем год назад, на летний сезон - почти в два раза больше.
«По числу поисковых запросов Симферополь на летний сезон вышел в лидеры спроса. Но при этом число реальных покупок выросло меньше, хотя их все равно больше, чем годом раньше. Есть ощущение, что поскольку эта тема активно муссируется во всех СМИ, люди, читая новости о дешевизне билетов, заходят и ищут эти низкие цены. При этом обратные билеты из Симферополя на майские праздники дешево купить уже невозможно - остались только билеты по 15-20 тысяч», - рассказывает гендиректор Biletix Александр Сизинцев.
Он добавил, что если будут запущены дополнительные рейсы в Крым, ситуация может в корне измениться.
Как показало исследование Biletix, в апреле 2014 года средняя цена авиабилета из Москвы в Симферополь и обратно составляет 8,6 тысяч рублей, тогда как в апреле 2013 года она достигала 12,3 тысячи рублей. Помимо москвичей, чаще всего билеты в Симферополь ищут (в порядке убывания) жители Екатеринбурга, Ростова-на-Дону и Новосибирска.
Ажиотажа на путевки в Крым нет
«У туроператоров ажиотажного спроса на Крым сейчас нет, в том числе на майские праздники. Продажи пошли, но пока объем их в пять раз меньше, чем в прошлом году. Думаю, что мы выйдем на объем прошлого года в середине мая», - рассказал генеральный директор туроператора «Алеан» Илья Уманский.
Он подчеркнул, что особенность крымского рынка, как и российского в целом, в том, что основная масса туристов едет отдыхать самостоятельно, не через туроператоров. Причем большая часть этих туристов раньше добиралась до Крыма на поезде, либо на автомобиле.
С коллегой согласен генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин. «В январе-феврале мы нормально продавали Крым, в конце февраля продажи упали до ноля и находились там месяц до объявления о присоединении. В конце марта - начале апреля продажи начали восстанавливаться и сейчас идут на уровне 70% от прошлого года. И от недели к неделе нарастают. Следующая неделя по объему продаж сравняется с прошлым годом. Но, учитывая спад в начале года, в общей сложности мы на сегодня продали, может быть, 30% от прошлогоднего объема», - рассказал он.
По словам Ромашкина, цены в этом году в Крыму будут ниже из-за разницы курсов рубля и гривны. Но пока ситуация для отельеров неопределенная.
«Они будут пробовать продавать по тем ценам, что есть сейчас, чтобы компенсировать потери от падения потока. А когда станет понятно, каков реальный спрос, можно будет что-то решать. У крымских объектов размещения сейчас колоссальный объем работы по пересчету договоров, открытию новых счетов в банках», - рассказывает он.
Самолет вместо поезда
«Сейчас все варианты перевозки заблокированы, но есть авиация, да еще и по хорошим ценам. Поэтому туристы покупают авиабилеты. Для авиаперевозчиков это не стандартная история - они восхищены растущим потоком пассажиров. А туристов реально меньше. Местные отельеры не говорят о всплеске спроса на майские праздники», - заявил Уманский.
По словам Ромашкина, в прошлом году 80% отдыхающих добирались до Крыма поездом или на машине. «В этом году туристы в основном летят, так как железнодорожные поездки рассматриваются как рискованные. Тем более что появились сообщения, что с 27 мая могут быть остановлены железнодорожные перевозки через Украину. Думаю, рост популярности самолетов связан и со снижением цен на билеты. В начале ноября 'Аэрофлот' предлагал билеты в Симферополь из Москвы за 15 тысяч рублей. Сейчас можно за 5-6 тысяч полететь», - подчеркнул эксперт.
Кроме того, по его словам, сейчас в Крыму находится до тысячи различных российских специалистов и чиновников, которые ездят туда регулярно. То есть поток в несколько тысяч человек летает на полуостров каждую неделю, увеличивая загрузку авиакомпаний.
Главная проблема - перевозка
Все эксперты сходятся в том, что главная проблема - как доставить туристов в Крым. Авиация не сможет полностью заменить железную дорогу. В 2013 году в сезон Крым посетили порядка 4,5 миллиона туристов, из которых 1,5 миллиона - российских. Ростуризм в этом году ставит задачу довести число российских туристов до 3 миллионов.
«Я был участником нескольких рабочих групп за последний месяц. Программа дотированных перелетов из 16 городов плюс наращивание мощностей 'Аэрофлота' и 'Трансаэро' может удвоить пассажиропоток в Крым, и он достигнет 600-700 тысяч человек, тогда как в прошлом году было 350 тысяч. Это слишком мало для замены поездов», - говорит Ромашкин.
«Мы понимаем, что если перевозка возможна только самолетом или паромом, то надо миллиона полтора перевезти на самолетах. Ассоциация туроператоров России готовила проект с перевозкой из 30 городов РФ в Крым объемом 1,5 миллиона человек. Росавиация ставит перевозку из 16 городов и обещает перевезти около 700 тысяч туристов. Это не решение вопроса. Формально задача выполняется, но очевидно, что массово туристов самолетами не перевезти», - соглашается с коллегой Уманский.
В начале апреля Минтранс и Росавиация опубликовали правила предоставления бюджетных субсидий авиаперевозчикам при полетах в Крым из городов России. Так, авиабилет в Симферополь из Казани будет стоить 2,2 тысячи рублей, из Кирова и Уфы - 2,5 тысячи, из Архангельска - 3 тысяч.
В списке из 16 городов - Архангельск, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Кемерово, Киров, Красноярск, Нижневартовск, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара, Сургут, Томск, Тюмень, Уфа и Челябинск. Самый дорогой перелет - из Иркутска - обойдется пассажиру в 6,8 тысяч рублей (авиакомпания, которая представит клиенту такой тариф, получит от государства ту же самую сумму в качестве субсидии).
Ряд авиакомпаний критикуют предложения Минтранса, а некоторые перевозчики назвали предложенные тарифы убыточными.