Развивающиеся страны составили уже половину мировой экономики, но лидерами в ближайшие годы будут развитые

Недавно МВФ опубликовал полугодовой доклад о глобальных экономических перспективах; его главный тезис заключается в том, что восстановление мировой экономики ускоряется, но темпы пока недостаточны, чтобы говорить о ее полном выздоровлении. Мировой ВВП, как ожидается, в текущем году вырастет на 3,6%, в 2015 г. - на 3,9%. Среди крупнейших экономик лидером роста будут Соединенные Штаты, ВВП которых увеличится на 2,8% и 3% соответственно. Монетарная политика ФРС будет постепенно возвращаться к традиционным формам. Однако заметим: прежде чем рассматривать возможность первого повышения ставок, председатель ФРС Джанет Йеллен желала бы видеть значительно более выраженное улучшение ситуации на рынке труда США.

Повышение прогноза по Великобритании оказалось самым значительным среди стран «большой семерки» - фонд признает, что ранее недооценил перспективы восстановления британской экономики (ожидается 2,9% в текущем году). Монетарная политика Великобритании оказалась не столь жесткой, и ее стимулирующий характер в сочетании с ослаблением фунта стерлингов способствовал выходу экономики страны из длительного периода стагнации. На определенном этапе (скорее раньше, чем позже) Банку Англии придется задуматься о повышении процентных ставок, поскольку бум на рынке жилья игнорировать нельзя; без скорейшего принятия регулирующих мер существует риск образования пузыря. Через семь лет после начала финансового кризиса остается только сожалеть, что закон циклического развития рынка (финансовый пузырь надувается, а потом неизбежно лопается) все еще сохраняет силу.

По мнению МВФ, рост экономики еврозоны в этом году едва превысит 1% - недостаточно для того, чтобы существенно изменить ситуацию с безработицей, измеряемой двузначными цифрами. Такой рост не позволит преодолеть и дальнейшее увеличение долговой нагрузки на бюджет многих стран валютного альянса.

Для экономики этих государств растущее соотношение госдолга и ВВП представляет проблему на долгосрочную перспективу, для решения которой потребуется, по-видимому, радикальная реструктуризация долга (в той или иной форме). Основная проблема, стоящая перед ЕЦБ, заключается в дефляции, или «ультранизкой инфляции» (low-flation), как обозначает ее МВФ. И в самом деле, большинство ведущих экономик еврозоны столкнулось с ситуацией, когда инфляция не только оказалась ниже установленных центробанком целевых показателей, но и продолжает замедляться. По последним данным, для борьбы с дефляционными рисками ЕЦБ рассматривает различные инструменты монетарной политики, в т.ч.: отрицательные ставки по депозитам; нестерилизованная покупка государственных облигаций; смягчение кредитной политики, предусматривающее введение схемы «финансирование в обмен на кредитование», практикуемой Банком Англии (ЦБ предоставляет фондирование тем банкам, что увеличивают кредитование бизнеса), либо выкуп у банков еврозоны плохих кредитов; и, наконец, непосредственно количественное смягчение.

Однако основную проблему представляет состояние самого банковского сектора еврозоны, поэтому программа количественного смягчения по аналогии с той, что проводит ФРС США, здесь не сработает; не говоря уже о том, что в случае с ЕЦБ любые разговоры о запуске программы количественного смягчения наталкиваются на сложную юридическую казуистику. Темпы роста денежной массы в еврозоне остаются низкими, а объем кредитования частного сектора сокращается. Банки испытывают давление со стороны ЕЦБ, который вынуждает их принять меры по снижению долговой нагрузки и очистке баланса перед очередным стресс-тестом, который планируется провести в течение года. Банки еврозоны также нуждаются в реструктуризации и рекапитализации - без этого может сформироваться сеть «зомби-банков», а вслед за ней - и целая «зомби-экономика». Еврозона рискует повторить опыт Японии с ее потерянными десятилетиями. Без тщательно подготовленных фискального и банковского союзов, в рамках которых Германия согласилась бы взять на себя часть коллективных обязательств, под вопросом оказывается жизнеспособность самой еврозоны в долгосрочной перспективе. Пока валютный союз не имел особого экономического успеха: его существование привело лишь к дефляции, полудепрессивному состоянию экономики и долговой ловушке, в которой оказалось большинство стран еврозоны.