Вслед за вице-премьером Дмитрием Рогозиным вопрос о целесообразности участия канадской Bombardier в российских проектах поставили и в ОАО РЖД. Старший вице-президент монополии Валентин Гапанович признался, что не видит «необходимости для экономики страны» в строительстве канадцами в Саратовской области локомотивного завода. По его словам, существующие мощности способны закрыть потребности ОАО РЖД вплоть до 2025 года. По мнению экспертов, без договоренности с ОАО РЖД перспективы проекта сомнительны.
Вчера старший вице-президент ОАО РЖД Валентин Гапанович заявил, что не видит необходимости в строительстве Bombardier Transportation завода по производству локомотивов в Саратовской области. По его словам, которые передает «Интерфакс», канадцам следовало посоветоваться с монополией как с главным заказчиком локомотивов о целесообразности проекта. Он добавил, что текущих мощностей вполне достаточно, чтобы удовлетворить потребности железной дороги до 2025 года. В ОАО РЖД вчера пояснили «Ъ», что у монополии нет никакой ясности по новому заводу: «К нам никто не обращался за необходимыми в таких случаях техническими требованиями на выпуск локомотивов для российских дорог».
О строительстве в Энгельсе завода проектной мощностью 150 локомотивов в год было объявлено в июне 2013 года. Предполагалось, что это будет СП Bombardier и созданного под проект ЗАО «Энгельсский локомотивный завод» (ЭЛЗ). Начало серийного производства запланировано на второе полугодие 2015 года. Финансирование стройки взял на себя «ВЭБ-Лизинг», обещавший инвестировать 6 млрд руб. По данным «СПАРК-Интерфакс», «ВЭБ-Лизингу» принадлежит 14,9% акций ЗАО, остальное - кипрским офшорам «Волкам Трейдинг Лтд» и «Рафелар Холдингс Лтд». По данным «Ъ», среди собственников ЭЛЗ есть ОАО «Завод металлоконструкций» (ЗМ), на площадке которого планировалось производство. Источник «Ъ», знакомый с деталями проекта, говорит, что глава совета директоров ЗМ Станислав Гамзалов является и председателем совета директоров ЭЛЗ.
В Bombardier и «ВЭБ-Лизинге» вчера не комментировали заявление Валентина Гапановича. Но источник «Ъ» в Bombardier отметил, что ОАО РЖД не единственный потенциальный клиент строящегося завода, покупателями могут быть также частные железнодорожные операторы и железные дороги стран СНГ. «Это будут электровозы двойного питания, аналогов в России которых нет»,-- добавил собеседник «Ъ». Но Bombardier выступит лишь в качестве технического исполнителя, полноценным партнером проекта компания так и не стала, говорит другой источник «Ъ», близкий к Bombardier. Эту информацию подтверждает и собеседник «Ъ» в отрасли, по словам которого Bombardier просто предоставит право на лицензионную сборку.
Это уже второй случай, когда возможность участия Bombardier в проекте в России ставится под сомнение. В марте вице-премьер Дмитрий Рогозин усомнился в необходимости создания в России производства самолетов Bombardier Q400 в рамках СП с «Ростехом». Это заявление было ответом на решение Канады прекратить военное сотрудничество с Россией после событий в Крыму. Чуть позже президент Bombardier Inc. Пьер Бодуэн признался, что создание СП с «Ростехом» может быть отложено. Но собеседник «Ъ» на рынке считает, что критика Bombardier со стороны ОАО РЖД может быть вызвана не политической подоплекой, а конфликтом компаний. Он напомнил, что в конце 2000-х годов стороны не договорились о вхождении Bombardier в капитал «Трансмашхолдинга».
Сейчас поставщиками локомотивов для ОАО РЖД являются «Трансмашхолдинг» и «Уральские локомотивы» (СП «Синары» и Siemens AG). В 2013 году монополия закупила у них 804 единиц техники, а в 2014-2016 годах планирует купить еще 1,5 тыс. штук за 224,6 млрд руб. Но участники рынка не уверены в перспективах нового завода. «Мы до сих пор не понимаем, как в этом проекте согласился участвовать 'ВЭБ-Лизинг'»,-- заявил «Ъ» источник в одной из машиностроительных компаний. Глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров считает, что пик закупок локомотивов ОАО РЖД уже пройден и рост возможен только в случае либерализации рынка локомотивной тяги. Он добавляет, что, как показывает практика, без стратегического партнерства с ОАО РЖД реализация такого проекта невозможна.
Юлия Ъ-Галлямова