Согласно опубликованному Национальным банком документу, который в настоящее время находится в стадии обсуждения, «акцент будет сделан на развитии группы средних банков». «Группа средних банков» должна быть представлена 15-20 финансовыми институтами как с отечественным капиталом, так и дочерними организациями иностранных банков.
Планируется, что данная группа позволит обеспечить высокий уровень конкуренции в банковском секторе страны по основным видам банковских услуг для корпоративного сектора и населения. Предполагается, что она будет однородной по своим размерам: разница в объеме активов между первым и последним по размерам банками не должна превышать 5 раз.
Между тем низкое соотношение активов банковской системы и объема номинального ВВП не позволяет банкам участвовать в финансировании крупных проектов в экономике страны, отмечается в документе. Поэтому одним из направлений станет формирование группы так называемых банков - «чемпионов», как на основе системообразующих банков через рост их активов по абсолютной величине, так и путем стимулирования банков к созданию синдикатов с отечественными и зарубежными банками-партнерами.
«Необходимо предусмотреть приоритетное участие группы банков - 'чемпионов' в распределении ресурсов, выделяемых из республиканского бюджета на льготных условиях в рамках различных государственных программ», - говорится в документе.
«Принудительного сокращения мелких банков или ограничения общего числа банков не предполагается, однако система регулирования будет направлена на укрупнение небольших банков либо их преобразование в другие формы кредитных организаций (кредитные товарищества, микрофинансовые организации)», - говорится в проекте концепции.
В нем поясняется, что в частности, система рефинансирования Национального банка будет предполагать проведение операций только с крупными и средними банками, что будет реализовано в рамках развития системы первичных дилеров рынка ценных бумаг.
Как отмечается в проекте концепции, история кризисов показывает, что транснациональные банки в случае возникновения проблем поддерживают, в первую очередь, свои головные подразделения вплоть до выводов денег из «дочерних банков», находящихся в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. «В этой связи усилия будут направлены на сохранение в банковской системе преимущественно отечественного капитала», - говорится в документе.
Согласно документу, учитывая достаточную степень конкурентности банковского сектора, участие государства в его функционировании не требуется. Банковский сектор уже является самодостаточным механизмом рыночной экономики, конкурентоспособность которого обеспечивается самостоятельным перераспределением финансовых ресурсов. Государство может максимально эффективно выполнять свою роль в тех сегментах банковского бизнеса, в которых отсутствует или существенно ограничен потенциал для приложения частного капитала, либо данное направление предполагает реализацию государственной политики.
В связи с этим непосредственное влияние государственной политики в банковском секторе будет отражено через АО «Жилстройсбербанк Казахстана», который осуществляет деятельность в сфере жилищно-строительных сбережений, и АО «Банк Развития Казахстана», целью которого является содействие государству в развитии конкурентоспособного несырьевого сектора экономики республики.
Авторы документа отмечают, что создание специализированных государственных банков по развитию отдельных отраслей экономики (сельскохозяйственного, индустриального, почтового) является неэффективным ни с точки зрения повышения конкурентной среды, ни с точки зрения расходов государства по поддержанию стабильного функционирования деятельности данных банков. Более того, данные функции могут быть возложены на АО «Банк Развития Казахстана». В этой связи подтверждается сохранение нормы банковского законодательства Казахстана, запрещающей создание специализированных отраслевых банков с участием государства.