Федеральный бюджет за I квартал исполнен с профицитом в 110,1 млрд руб., или 0,7% ВВП, сообщил Минфин: получено 3,5 трлн руб., потрачено 3,4 трлн. Годом ранее бюджет за январь - март был дефицитным (0,4% ВВП).
Расходы и доходы распределились практически равномерно: за квартал потрачено 24,4% от плана на год, получено 25,9% доходов. Расходы в целом возросли в сравнении с I кварталом 2013 г. на 5,2%, а доходы - на целых 13,5%. Столь стремительный рост обеспечен во многом ослаблением курса рубля, увеличившим нефтегазовые доходы в рублевом выражении на 21,5% (ненефтегазовые возросли на 6%).
Но профицит бюджета обеспечен не увеличением доходов из-за ослабления курса. В январе в федеральный бюджет были зачислены средства, не потраченные в прошлом, - 176 млрд руб., указывает Александра Суслина из Экономической экспертной группы (ЭЭГ). Расходы за январь, в свою очередь, после уточнений оказались почти на 100 млрд руб. меньше прежней оценки Минфина. С учетом этих двух факторов и получился квартальный профицит, резюмирует Суслина. В ином случае бюджет был бы исполнен с дефицитом. «Возврат средств - это разовые поступления, не отражающие реальной экономической ситуации», - указывает Суслина.
Кроме того, временным резервом Минфина по источникам финансирования дефицита стали средства госкомпаний, автономных и бюджетных учреждений (более 300 млрд руб. по итогам квартала) и курсовая переоценка резервов, составившая 491 млрд руб. Нацфонды благодаря девальвации выросли в рублевом выражении на 484 млрд руб.
По расчетам ЭЭГ, при среднегодовом курсе 36,4 руб./$ дополнительные доходы бюджета составят 950 млрд руб. Схожую цифру - около 1 трлн руб. - называл замминистра экономического развития Андрей Клепач, из них порядка 300 млрд понадобится на замещение недобора ненефтегазовых доходов, которых будет меньше из-за стагнации экономики (см. врез). По расчетам Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ), эффект скромнее: 206 млрд руб. на каждый 1 руб. ослабления национальной валюты, или 721 млрд при среднегодовом курсе в 36,5 руб./$.
Однако влияние ослабления рубля на бюджет неоднозначно, подчеркивает Суслина: оно надувает доходы, но обесценивает расходы. По расчетам ЭЭГ, удорожание доллара на 1 руб. приносит бюджету дополнительные 316 млрд руб.: увеличиваются в рублевом выражении нефтегазовые доходы и - за счет повышения номинального ВВП, инфляции, прибыли в рублевом выражении - ненефтегазовые. В то же время ослабление рубля ускоряет инфляцию (на 0,6 п. п. за каждый 1 руб. удорожания доллара), а она сокращает допдоходы почти вдвое - до 170 млрд руб. Кроме того, инфляция, вызванная ослаблением курса, способствует снижению и без того низкой инвестиционной активности, говорит Суслина: т. е. в краткосрочном периоде реальный выигрыш бюджета от девальвации вдвое меньше, а в долгосрочном он проигрывает.
Проигрыш от снижения рубля может быть вдвое больше, чем выигрыш, посчитал Алексей Девятов из ФК «Уралсиб». Доходы увеличатся на 0,3% ВВП, но из-за стагнации экономики бюджет недополучит 0,5-0,6% ВВП: дополнительный риск для бюджета создает политическая ситуация, отмечает Девятов. За январь - март бюджет потратил на оборону более 1 трлн руб. - на 37% больше, чем годом ранее. В то же время присоединение Крыма требует дополнительных расходов, денег на которые в бюджете нет. Средства нужны и на поддержку предприятий, положение которых ухудшается, считает Минэкономразвития. Оно предлагает смягчить бюджетное правило, ограничивающее использование нефтегазовых доходов, эту позицию поддерживает курирующий финансово-экономический блок первый вице-премьер Игорь Шувалов.