База подписчиков широкополосного доступа (ШПД) «Ростелекома» в Москве (без учета территорий, вошедших в черту города с 1 июля 2012 г., так называемой новой Москвы) за 2013 г. выросла на 40% до 604 000 домохозяйств, следует из отчета iKS-Consulting. Из этой цифры 77 000 абонентов присоединились к «Ростелекому» благодаря консолидации «Центрального телеграфа», но 90 000 новых подписчиков - результат органического роста, подчеркивает аналитик iKS-Consulting Кирилл Татусь. Без учета присоединения базы «Центрального телеграфа» абонентская база «Ростелекома» в Москве выросла на 21%, при том что весь московский рынок - только на 5%, рассказывает он.
По подсчетам iKS-Consulting, за тот же период абонентская база лидера московского рынка проводного интернет-доступа - группы МТС - в старой Москве выросла только на 4000 абонентов (темпы прироста - менее 0,01%), «Акадо» увеличила абонентскую базу на 2%, «Мегафон» - на 4%, а количество подписчиков «Вымпелкома» и вовсе сократилось на 2%. Всего, по данным iKS-Consulting, на конец 2013 г. в старой Москве было 3,80 млн абонентов ШПД - на 130 000 больше, чем годом ранее.
Успехи «Ростелекома» в Москве Татусь объясняет стратегией географической экспансии «Ростелекома». Хотя проникновение ШПД в старых районах города превышает 80% и рынок очень насыщен, распространение услуги неоднородно: есть дома и районы, где работает зачастую только один провайдер, уточняет он. Выявляя зоны с относительно низкой конкуренцией, «Ростелеком» осваивает их, в некоторых случаях, возможно, переподключая абонентов других компаний, считает Татусь.
«Ростелекому» помогла точечная экспансия в дома и районы с низкой конкуренцией, соглашается гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Кроме того, «Ростелеком» активизировал продвижение своих услуг, прикладывая дополнительные маркетинговые усилия в тех домах, где у него уже есть большая база телевизионных абонентов, отмечает Кусков.
В 2013 г. «Ростелеком» покрыл сетью всю территорию Москвы (последним был закрыт Юго-Восточный округ), говорит представитель оператора. Прирост абонентской базы он объясняет успешными предновогодними маркетинговыми акциями, а также тем, что услугами интернет-доступа оператор пытается заинтересовать тех, кто подключается к его цифровому ТВ.
Представитель МТС Дмитрий Солодовников не согласен с выводами iKS-Consulting. По его информации, прирост абонентской базы МТС и МГТС за год составил более 60 000 подписчиков. Она растет в основном за счет расширения оптоволоконной сети GPON, к которой подключаются новые абоненты, говорит Солодовников. iKS-Consulting учитывает не количество подключений, а именно чистый прирост абонентской базы, настаивает Татусь.
Рынок старой Москвы перенасыщен, конкуренция здесь идет главным образом на уровне маркетинга, отмечает представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. На ее взгляд, логичнее считать Москву целиком, с учетом новых районов. Это новостройки, где «Вымпелком» изначально строил сети и активно строит их и сейчас, подчеркивает она.