"Данная система позволит обеспечить реализацию следующих функций: предоставление приоритета спецтранспорту, общественному транспорту, адаптивное управление светофорными объектами, управление парковочной зоной, закрытой дворовой парковкой, индивидуальными парковочными местами", - пояснила Писарь.
Речь идет о том, чтобы оснастить светофоры считывателями, которые будут «узнавать» автомобили «скорой помощи», пожарных, полиции, а также общественный транспорт. Номера этих машин, соответственно, оснастят RFID-метками. «Для начала попробуем запрограммировать несколько светофорных объектов, чтобы они перестраивали цикл работы для приоритета общественного и спецтранспорта», - отметила пресс-секретарь ЦОДД. Когда автобус или спецтранспорт подъедет к светофору, тот «считает» метку и постарается включить для него зеленый свет в максимально короткий срок - 10-15 секунд.
Что касается стоянки, власти еще в прошлом году сообщали, что планируют оснастить RFID-метками знаки платной парковки, а «парконы» считывателями. Это позволит точно определить зону, где начинается платная парковка, а где она запрещена. Радиометки и считыватели помогут также жителям центра - в качестве пилота определят несколько дворов со шлагбаумами, куда можно будет заехать по RFID-метке на номере машины. По словам Анастасии Писарь, пилотный проект, который будет проводиться в этом году, покажет, стоит ли вводить такую систему по всему городу.
На данный момент ЦОДД принадлежат 310 «парконов» марки Hyundai Solaris. Отметим, что в конце марта 2013 года на общественное обсуждение вынесен проект национального стандарта для комплексов фотовидеофиксации. При этом новый ГОСТ подразумевает оснащение RFID-считывателями дорожных камер, чтобы они могли распознавать грязные номера. Однако, для того, чтобы система работала, RFID-метками нужно оснастить регистрационные знаки всех московских машин.
В России существует несколько компаний, занимающихся поставкой чипов радиочастотной идентификации (RFID-чип). Это, в частности, зеленоградский завод «Микрон», группа «Ангстрем» (Зеленоград), ISBC (Зеленоград) и компания «РСТ-Инвент» (Санкт-Петербург).
Пресс-секретарь ISBC Борис Шевяков сказал М24.ru, что сотрудники компании общались с департаментом транспорта и прислали свои соображения для формирования технического задания по пилотному RFID-проекту. Он отметил, что RFID-система работает следующим образом: радиометка размещается на автомобиле, а на другом объекте считыватель и две антенны, принимающие сигнал с двух сторон дороги. «Средняя стоимость одного комплекта - 300 тысяч рублей: около 200 тысяч стоит считыватель, около 20 тысяч - антенна. Сами метки недорогие - около 30-40 рублей за штуку. Есть более дорогой вариант антенны, монтируемой под асфальт, ее стоимость около 100 тысяч рублей», - отметил Шевяков.
В группе «Ангстрем» пояснили, что также принимали участия в заседаниях дептранса по вопросу применению RFID-технологий. «Сейчас вопрос находится в стадии формирования техзадания», - сказал М24.ru заместитель директора по проектам группы Максим Селиванов.
По словам завкафедрой транспортной телематики МАДИ Владимира Власова, для того, чтобы гарантировать приоритетный проезд для общественного транспорта, одних радиометок недостаточно. «Необходимо состыковать систему навигации в автобусе с системой управления дорожным транспортом. В этом случае диспетчер может увидеть, что скопилось несколько автобусов, а на поперечных улицах менее интенсивное движение. И как-то ускорить и продлить зеленый цикл для автобусов», - пояснил Власов.
При этом, по словам эксперта, властям стоит задуматься о системе безопасности. «Могут найтись предприимчивые люди, которые узнают, какие RFID-метки стоят на спецтранспорте, 'прошьют' их - а это несложная задача для специалиста - и начнут торговать этими метками. В итоге, помимо 'скорых' и общественного транспорта, светофоры будут пропускать и дорогие машины», - сказал он.
Отметим, что еще с лета прошлого года разрабатывается система приоритета на перекрестках для трамваев. Также власти планируют давать «зеленую волну» для автобусов во время сбоев в метро.
Напомним, что в прошлом году премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил МВД, Минкомсвязи и Минпромторгу разработать технологию по внедрению в автомобильные номера чипов радиочастотной идентификации, как это было сделано, например, в Азербайджане. В конце 2013 года МВД также предложило оснащать автомобили радиочипами, которые позволят распознать машину и ее владельца на расстоянии, если прочитать номер невозможно. Соответствующее предложение уже направлено в правительство.
Марина Курганская