Минтрансу и госкомпании «Автодор» поручено разработать вариант эксплуатации федеральной дороги А105 от Москвы до аэропорта «Домодедово» на платной основе, сообщил представитель Минтранса.
Такое поручение дано по итогам совещания о развитии Московского авиаузла (МАУ) у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Это не означает, что дорога обязательно станет платной, подчеркивает представитель секретариата Шувалова: нужно проработать различные варианты. Согласно протоколу совещания «Автодору» поручено «представить обоснование» введения платы с учетом наличия бесплатной альтернативы, уточняет человек, знакомый с документом, срок - 30 апреля.
Реконструкция дороги А105 - часть проекта развития МАУ. Это ответвление трассы М4 «Дон» до «Домодедово» протяженностью 20,5 км и шириной в четыре полосы (по две в каждую сторону). С учетом роста пассажиропотока потребуется расширить пропускную способность подъездной дороги. Росавтодор уже оценил затраты: на реконструкцию с увеличением количества полос и строительством новых развязок потребуется 19,7 млрд руб., следует из презентации проекта.
Сейчас в федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы» до 2020 г. на дорогу заложено лишь 8,4 млрд руб. Росавтодор предлагает привлечь в проект 8,8 млрд руб. частных инвестиций и 7,6 млрд из фонда национального благосостояния (ФНБ). Это не новая заявка на деньги ФНБ - проект МАУ и так в числе претендентов на средства фонда (см. врез), подчеркивает федеральный чиновник, участвующий в подготовке проекта.
В концепции Росавтодора трасса останется бесплатной, а инвестиции будут возвращаться за счет федерального дорожного фонда. Общая сумма платежей за 14 лет составит 38,7 млрд руб. Проблема в том, что средства ФНБ вряд ли будут вкладываться в бесплатные автодороги - нет эффективного механизма возврата, признает чиновник, участвующий в обсуждении. А возврат денег - обязательное условие финансирования из ФНБ. Поэтому и возникла идея сделать дорогу в «Домодедово» хотя бы частично платной, ведь реконструкция все равно необходима, говорит федеральный чиновник.
Этой идее почти 10 лет: еще Михаил Фрадков на посту премьер-министра в ноябре 2004 г. подписал распоряжение о реконструкции дороги А105 и ее эксплуатации на платной основе. Но в 2010 г. то распоряжение было отменено.
Как именно обеспечить платную эксплуатацию на А105, пока не решено - бесплатной альтернативы нет, поэтому вся дорога платной стать не может, говорит человек, близкий к Минтрансу. Есть вариант с платной полосой, такая схема, к примеру, используется в США на широких трассах в 8-10 полос, рассуждает собеседник «Ведомостей».
Если будет найдено техническое или законодательное решение, такой проект был бы интересен инвесторам благодаря высокому трафику, замечает аналитик БКС Игорь Краевский. Ранее «Домодедово» оценивало интенсивность движения на отдельных участках в 97 000 легковых автомобилей в сутки. Правда, российских операторов платных дорог пока совсем немного, замечает Краевский. Платные трассы уже обслуживают структуры «Мостотреста» и УК «Лидер».