Стандартное резюме подразумевает краткое изложение опыта работы и основных карьерных вех кандидата. Но в условиях посткризисной экономики работодатели заинтересовались и личностными качествами соискателей. Теперь главное для резюме - быть нестандартным. Но как сделать его таким?
Сейчас во многих американских компаниях кандидату дают анкету, в которой нужно кратко рассказать о том, какой вы человек. Чуть подробнее, чем это положено в формальном резюме и даже в вашем профиле в социальной сети LinkedIn.
Проблема в том, что большинство кандидатов не владеют искусством письма, их никто никогда этому не учил. В результате большинство рассказов о личных устремлениях и предпочтениях оказываются совершенно обезличенными. Все пишут, что они увлечены работой, готовы полностью посвятить себя делу, обладают большим опытом и считают себя замотивированными работниками. Что рассказал кандидат о себе? Да ничего.
Чтобы облегчить соискателям задачу, в LinkedIn даже приводится список наиболее часто используемых в резюме стандартных слов и выражений, которые лучше не использовать. Но как же тогда написать свою биографию так, чтобы не выглядеть дурачком и пустословом?
О чем в резюме сообщать не стоит →
Сначала подумайте о том, для кого вы пишете резюме. Если вы хотите разместить рассказ о себе в самом верху резюме или вашей рабочей биографии, это означает, что рассказ должен помочь вам получить работу. «Подумайте о контексте, цели и аудитории», - говорит Дженет Моран, основатель компании TheCVHouse.
Не надо писать банальных фраз, которые пишут все, объясняет Ник Паркер из консалтингового агентства по обучению искусству письма TheWriter. Люди часто начинают с того, что придумывают красивые фразы, которые, как им кажется, будут звучать хорошо. Они пишут о том, как они увлечены работой и креативны, потому что это положительные характеристики. Между тем надо помнить главное правило литературного изложения: показывайте, а не рассказывайте. «Чтобы убедить других в том, что вы веселый человек, не говорите я веселый. Лучше пошутите», - советует Паркер.
Моран добавляет, что начать можно с описания какого-нибудь яркого события или необычных успехов. «За последние два года я в четыре раза увеличил объем продаж» - если это правда, так и пишите. Потом расскажите, каков ваш рабочий опыт, к чему вы стремитесь, какими профессиональными навыками владеете. Обратите внимание на опыт работы в международной компании, если таковой имеется. Так же как и в любых новостях, которые вы читаете в газете, попытайтесь вынести все самое важное наверх текста и оставьте менее важные детали внизу. Избегайте арго и жаргонных словечек. Ведь за пределами вашей компании они могут быть непонятны.
Попробуйте сделать рассказ незабываемым, проведите необычные аналогии, расскажите интересные истории, говорит Паркер: «Вы можете, например, написать: Я всегда придерживаюсь одного и того же стиля поведения, о чем бы ни шла речь, о подъеме на пробежку в шесть утра или о проведении совещания с 40 подчиненными. Так вы заинтригуете читателя. Найдите то, что характеризует вас и вашу работу на многих уровнях, и нарисуйте цельную картинку».
Но будьте осторожны, когда пишете о хобби. Писать, что вы любите читать или готовить, настолько скучно, что лучше не сказать о себе ничего. Помните также, что увлечение путешествиями и экстремальными видами спорта с недавних пор тоже стало общим местом. По-настоящему сработать может только неожиданная информация. Паркер вспоминает: «Однажды я получил резюме, в котором кандидатка написала, что любит вязать крючком. Она рассказывала, что вязание учит ее концентрировать внимание и как иногда она допускает ошибки и вынуждена распускать тысячу петель. Это был симпатичный, необычный и запоминающийся образ».
FT, Мария Подцероб