По его словам, в жаркие дни, когда температура на станции прогреется выше 28 градусов, воду можно будет брать бесплатно, в остальное время стоимость одной бутылки составит около 40 рублей.
В первую очередь такими аппаратами оснастят станции неглубокого заложения - к 26 мая на 10 станциях подземки заработают 16 вендинговых автоматов с продажей воды. По два автомата уже установили на станциях «Сокол», «Текстильщики», «Аэропорт», «Беляево», «Рязанский проспект» и «Кузьминки», еще по одному автомату появилось на «Дмитровской», «Тимирязевской», «Петровско-Разумовской» и «Савеловской». Аппараты уже стоят на станциях пустыми, их сейчас подключают к электросетям.
«Функция этих аппаратов - социальная, но пока температура на станции ниже, как, например, сегодня - 23 градуса, то мы предоставим платную услугу - воду можно будет купить за рыночную стоимость, около 40 рублей. Будет нелогично, если пассажир подойдет к аппарату, но не сможет взять бутылку, потому что станция еще не прогрелась», - рассказал Владимир Титов.
Отметим, что в прошлом году на 10 станциях метро во время жары в срочном порядке устанавливали кулеры с водой и раздавали пассажирам пластиковые стаканчики. Теперь в подземке стоят полноценные автоматы британской компании Dixie Narco.
Как пояснил M24.ru замначальника столичной подземки Александр Вайсбурд, выбор станций продиктован геологическими условиями. «Это все станции неглубокого заложения, которые не омываются грунтовыми водами, поэтому температура в них летом повышается гораздо быстрее, чем на станциях глубокого заложения», - рассказал Вайсбурд. Титов добавил, что на других станциях, если температура там тоже превысит норму, бутилированную воду будут раздавать дежурные у турникета. В прошлом году, до появления кулеров, на самых жарких станциях дежурные раздали 9 тысяч пол-литровых бутылок воды.
Эксперт организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков отметил, что метрополитену нужно ставить автоматы не только в вестибюлях, но и в переходах между станциями. По его словам, у входов в метро очень много торговых точек, где москвичи могут приобрести воду. «Другое дело, если пассажир уже ехал в поезде 40 минут и ему стало нехорошо, нужна вода - актуальнее были бы автоматы в переходах между станциями», - пояснил эксперт.
Он также отметил, что замена пластиковых стаканчиков на бутылки - разумное решение. «Стаканчики чаще выбрасывают в неположенных местах, а воду в бутылке можно закрыть и убрать в рюкзак или сумку», - пояснил Свириденков.
40-50 рублей - это средняя рыночная цена для бутылки негазированной воды в торговом автомате, отметил президент Национальной ассоциации автоматизированной торговли Борис Белоцерковский. По его словам, метрополитен может себе позволить установить цену и на 10 рублей выше.
Выставить автомат на бесплатную выдачу товара нетрудно, гораздо сложнее будет организовать его пополнение. «Даже когда воду будут продавать - автоматы придется пополнять не реже двух раз в день», - полагает эксперт. В режиме бесплатной выдачи, по мнению эксперта, машины будут опустошаться уже за полчаса. «В среднем вендинговые автоматы вмещают 250 бутылок воды, при таком потоке, как в столичной подземке, это небольшое количество. Эти машины нужно будет пополнять постоянно. При этом необходимо понимать, что каждая бутылка воды даже при оптовой закупке обойдется метро в 25 рублей», - отметил эксперт.
Таким образом, если автоматы будут пополнять хотя бы дважды в день, выдача воды обойдется подземке в 12,5 тысяч рублей в день.
Напомним, что в подземке уже не первый год собираются установить коммерческие вендинговые аппараты с разными видами продукции. Глава департамента торговли Алексей Немерюксообщал, что всего в метрополитене планируется поставить порядка 1,5 тысяч автоматов, однако пока они так и не появились.
Как пояснил Борис Белоцерковский, сейчас вопрос развития вендинга в метро находится на рассмотрении департаментов торговли и транспорта, а также столичного метрополитена. «Никаких окончательных решений по размещению аппаратов не принято», - отметил Белоцерковский. По его словам, предполагается, что в подземке все же появятся автоматы, которые будут предлагать разные виды прохладительных напитков и снэков.
Дарья Миронова, Марина Курганская