САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 22 мая. Оператор связи «Ростелеком» презентует в четверг в рамках Петербургского международного экономического форума интернет-платформу «Спутник», сообщил вице-президент «Ростелекома», председатель совета директоров ООО «Спутник» Алексей Басов, курирующий этот проект.
По его словам, проект будет доступен по адресу Sputnik.ru и пока будет работать в режиме бета-тестирования.
«Спутник» - это не просто поисковик, а платформа с множеством социально ориентированных сервисов и виджетов, в том числе для взаимодействия с госструктурами, в основе которой лежат поисковые технологии", - сказал Басов.
В качестве целевой аудитории «Спутника» он определил российские семьи, которые ищут в интернете помощника в своих повседневных делах.
«Интернет будет прирастать именно за счет тех людей, которые пока не являются активными пользователями. Они гораздо меньше разбираются в технологиях, поэтому использование ими интернета будет сводиться, скорее, к решению повседневных локальных задач, в которых 'Спутник' и надеется преуспеть», - отметил Басов.
Свою аудиторию «Спутник» будет монетизировать после выхода из режима закрытого тестирования за счет размещения рекламы и транзакционной модели.
«Спутник» будет тесно интегрирован в бизнес «Ростелекома». На сайте «Спутника» демонстрируется целый мультиплекс каналов в реальном времени на базе прав, которые имеет «Ростелеком». Мы рассчитываем, что «Спутник» сможет предлагать многие продукты материнской компании", - сказал он.
Прогнозные показатели по аудитории и выручке Басов отказался раскрывать, сославшись на необходимость на данном этапе доработать технологии после тестирования на реальных пользователях и расширить линейку сервисов платформы.
5-10 лет на то, чтобы окупить инвестиции
Между тем, аналитик компании «Финам» Леонид Делицын считает, что «Ростелекому» понадобится 5-10 лет, чтобы инвестиции в «Спутник» окупились.
По его словам, такие сроки связаны с тем, что компании потребуется большой объем средств для поддержания качества поисковой выдачи и для создания IT-инфраструктуры, необходимой для оказания услуг.
Операционной окупаемости «Спутник» сможет достичь, если займет хотя бы 1% рынка контекстной рекламы России, подсчитал аналитик Raiffeisenbank Сергей Либин.
По его словам, объем рынка контентной рекламы в 2013 году составил 1,5 млрд долл, к 2015 году его рост прогнозируется до 2 млрд долл.
Почему возникла необходимость в новом поисковике
Ранее в СМИ выдвигалась версия о том, что идея о государственном поисковике возникла в администрации президента в 2008 году после операции по принуждению Грузии к миру. В ходе конфликта возникла ситуация, когда поисковики уводили пользователей на «недружественные» России онлайн-СМИ.
В этой связи Басов отметил, что в «Спутнике» будут использоваться технологии фильтрации контента, чтобы защитить пользователей от спама, порнографии, экстремизма, манипуляций с поисковой выдачей.
По данным «Картотека.ру», «Ростелеком» контролирует проект через свою дочернюю структуру «РТКомм.ру» и кипрскую компанию (74,99% ООО «Спутник»), остальное у миноритарных владельцев. Инвестиции в проект не раскрываются, но источник, близкий к «Ростелекому», уточнил, что речь идет примерно о 20 млн долларов.