Высококвалифицированные топ-менеджеры, приезжающие в Россию из-за рубежа работать в международных корпорациях, сталкиваются с проблемами из-за миграционного законодательства, заявил на сессии «Грамотная миграционная политика как фактор развития мировой экономики» Петербургского экономического форума гендиректор Deloitte в СНГ Дэвид Оуэн.
«Складывается шокирующая ситуация. Был случай, когда высокопоставленного профессионала из Нигерии выслали из страны за то, что он дважды нарушил административный кодекс», - сказал Оуэн. Он уточнил, что речь шла о нарушении правил дорожного движения. Топ-менеджеры рассказывают, что во избежание рисков им запрещено водить машину, они могут передвигаться только с водителем, добавил гендиректор Ассоциации Европейского бизнеса Франк Шауфф. «Мы перешли черту», - заявил он.
«Есть люди, у которых есть серьезные основания находиться здесь», - считает Оуэн. Поскольку есть планы создать международный финансовый центр в Москве, Россия нуждается в высококлассных специалистах и менеджерах из-за рубежа, только с российскими специалистами сделать это будет крайне сложно, уверен он. России необходимо менять имидж и правильно преподносить перспективы работы и проживания в стране, поскольку это в конечном счете может отразиться на инвестициях, считает Оуэн.
В европейских странах государства предлагают приезжим языковые курсы, в России этого незаметно. Такие курсы надо предлагать тем, кто приезжает на достаточно долгое время, добавляет Шауфф.
Для высококвалифицированного специалиста нет требования знания языка: если зарплата $10 000 в месяц, то можно нанять переводчика, ездить веде на такси, но мигрант, который получает 15 000 руб., должен позаботиться о себе в этом обществе, говорит ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов. По его оценке, порядка 10% населения России - приезжие. До недавнего времени в России не было никаких барьеров, то, на что сейчас сетуют иностранные менеджеры - попытка привести миграционное законодательство в порядок, считает Кузьминов.
Главной проблемой в сфере труда в мире он считает ситуацию всеобщего высшего образования в Европе, России и США, которая сформировалась в последнее время. До 70% населения этих стран имеют высшее образование, не обязательно обладают квалификациями, но не хотят работать руками, в результате огромная доля рынка труда пустует и заполняется мигрантами, говорит Кузьминов.
«В Москве водитель троллейбуса получает $2000 в месяц, но москвичи не идут туда работать», - приводит пример он. «Как результат, в определенных отраслях, таких как строительство жилья и дорожное строительство - низкое качество продукции, - продолжает он. - Бесправный мигрант в конечном итоге дорого обходится экономике».