Об этом деловому порталу Kapital.kz сообщили в профильном ведомстве, которое на стартующем сегодня Астанинском экономическом форуме представит предварительные итоги реализации совместного с Всемирным банком проекта по реформированию налогового администрирования до 2016 года.
Так, со слов представителей Налогового комитета, в ходе проекта было продиагностировано 17 мега-процессов в области администрирования налогов, а также разработаны 250 блок-схем, улучшающих порядка 500 основных и вспомогательных процессов.
Ожидаемые результаты реформирования налогового администрирования - повышение эффективности процессов и их оптимизация с целью минимизировать трудовые и финансовые расходы органов налоговой службы, используя электронное пространство и максимально отказываясь от бумажных носителей и несвойственных функций.
Одними из ярких примеров реинжиниринга являются проекты по переводу процессов регистрации и работы контрольно-кассовых машин в онлайн режим, обеспечивающий оперативную передачу сведений о денежных расчетах в органы налоговой службы по сетям телекоммуникаций общего пользования. Аналогичные изменения затронут процессы по централизации налогового аудита на областном уровне.
В целях упрощения и сокращения затрат времени в рамках проведенной централизации налогового аудита предполагается сокращение количества документальных проверок на 50%, путем автоматизации отбора налогоплательщиков на основе системы управления рисками (СУР) и создания электронного файла аудита, а также исключение охвата проверками налогоплательщиков с низким уровнем риска.
Анализ показал, что 83% налогоплательщиков, имеющие высокую и среднюю степени риска, в основном, сосредоточены в городах и центрах областного значения. Проект позволил при составлении планов налоговых проверок охватить большее количество налогоплательщиков, имеющих высокую степень риска.
В результате чего, при снижении количества документальных проверок в среднем на 43,9%, наблюдается рост сумм доначислений налогов по проверкам в среднем на 163%
Другими словами, перевод большинства процессов из местного на областной или республиканский уровень, заметно повысит качество администрирования и поступлений в бюджет, а также позволит более точно отслеживать процесс формирования доходной части бюджета.
Одним из основных показателей измерения эффективности налогового администрирования является стоимость сбора одного тенге налогов. По данным Налогового комитета Министерства финансов РК, на собирание налогов расходуется сумма, равная 0,96% от общего объема доходной части бюджета. Это означает, что сбор 1 000 тенге налогов обходится в 9,6 тенге, что является неплохим результатом.
Процесс реинжиниринга бизнес-процессов со стороны Налогового комитета направлен на значительное улучшение этого показателя, чтобы Казахстан приблизился к уровню развитых стран по налоговому администрированию. К слову, к числу передовых относятся такие государства, как Сингапур, Англия и Дания, с показателями эффективности в 0,87%, 0,83% и 0,71% соответственно.