На всем протяжении Кольцевой линии московского метрополитена до конца года будет запущена интеллектуальная система видеонаблюдения, сообщил M24.ru начальник столичной подземки Иван Беседин. На каждой станции установят, как минимум, 30 камер, которые будут выявлять потенциальных террористов, а также карманников, «зайцев» и нетрезвых пассажиров, пояснил начальник службы подвижного состава Александр Вайсбурд.
«До конца года одна линия будет оборудована системой интеллектуального видеонаблюдения. Скорее всего, это будет Кольцевая линия», - сказал Беседин.
Вайсбурд пояснил, что на каждой станции будет установлено не менее 30 камер. «В первую очередь, они будут распознавать пьяных пассажиров, потенциальных террористов, людей с расстройством психики, воров-карманников», - сказал начальник службы.
Напомним, потенциальных террористов камеры могут выявлять, анализируя поведение пассажира: у смертника оно резко отличается от обычного. Карманников можно вычислять, если следить за движением пассажиров: воры обычно бегут в противоположную людскому потоку сторону. Новое программное обеспечение позволит камерам реагировать на граждан с шаткой походкой и измененной мимикой, которые могут находиться в состоянии алкогольного опьянения. Также система будет выявлять безбилетников и фиксировать «пробки» в метро. Все данные с камер будут поступать в ситуационный центр подземки, ФСБ, МВД и МЧС.
На проектирование интеллектуальной системы видеонаблюдения метрополитен потратит 387 млн рублей. Одним из разработчиков системы выступает компания «Техносерв». «Мы участвуем в проектировании данной системы», - отметила начальник пресс-службы Екатерина Андреева. В компании отказались раскрыть будущее месторасположение камер, поскольку это «снижает эффективность системы».
Аналитик экспертного центра Probok.net Александр Чекмарев говорит, что 25-30 камер могут «охватить» всю площадь одной станции метро.
«На самой станции нужно 12-16 камер, плюс на выходах и эскалаторах. При этом людской поток в 'часы пик' очень плотный, и камеры не смогут отсканировать все лица: пассажиры будут перекрывать друг друга», - заметил Чекмарев.
Зампред комитета Мосгордумы по безопасности Сергей Гончаров говорит, что интеллектуальное видеонаблюдение в метрополитене необходимо, но при работе системы важны не только технические аспекты, но и человеческий фактор. «В ситуационном центре должно быть достаточно операторов: один сотрудник может следить, максимум, за 10 камерами. Полицейские должны пройти специальное обучение. Кроме того, в метро плохо работает связь. Чтобы сотрудники оперативно реагировали на информацию с камер, надо повышать ее качество», - заявил Гончаров.
Эксперт независимого центра «Общественная Дума» Сергей Варламов говорит, что установка системы видеонаблюдения зависит от количества камер и сложности программного обеспечения.
«Цена одной камеры может находиться в пределах нескольких десятков и даже сотен тысяч рублей. Нужно подготовить места для внедрения оборудования, что тоже обойдется по самым скромным оценкам в несколько десятков тысяч рублей. В 2013 году в Санкт-Петербурге планировали оборудовать систему интеллектуального видеонаблюдения КАРС на станции 'Ладожская'. Работы на одной станции оценили в 6,68 млн рублей», - заключил Варламов.
Отметим также, что до конца года все станции метро оборудуют зонами досмотра пассажиров. Одна из них уже работает на «Добрынинской».
София Сарджвеладзе, Марина Курганская