Для того, чтобы попасть в метро из остальных, наземных станций, нужно будет пройти 250-300 метров. Чтобы пассажиры не «терялись» при пересадке, будет разработана специальная навигация - указатели, электронные табло, напольные и наземные знаки.
Проектные решения, по словам Алексея Зотова, согласно проектным решениям, указатели и электронные табло будут крупными и яркими. Вблизи станций МКЖД появятся стрелки, указывающие на пересадки. «Главная задача - привлечь пассажиров, чтобы они знали, где северный вход, а где - южный, на городской транспорт каких номеров можно будет пересесть при выходе, куда идти к станциям», - сказал он.
По словам начальника управления внеуличными и новыми видами транспорта департамента транспорта Москвы Андрея Акимова, подробно навигацию будут прорабатывать, когда пересадочные узлы перейдут в стадию готовности. «Это может быть и напольная навигация, и информационные табло. Наши сотрудники были в командировках в Лондоне, Гонконге, где изучали транспортные системы, в том числе навигацию. Поэтому все лучшие зарубежные практики мы будем использовать. Пока мы сосредоточены на формировании самих ТПУ», - пояснил он. В навигационной системе МКЖД, возможно, будет использована серо-красная гамма бренда ОАО «РЖД».
Вице-президент Союза архитекторов России Сергей Гнедовский полагает, что логично делать указатели на МКЖД с привязкой к цветовой гамме РЖД, тогда пассажиры легко поймут, что двигаются в сторону железнодорожного транспорта. Кроме того, по словам эксперта, Москва может перенять английскую систему навигации с помощью пиктограмм. «В Лондоне очень конкретная навигация, нет лишней информации, все практически на уровне пиктограмм - условного изображения того направления, куда человек должен двигаться. Думаю, в Москве тоже можно сделать такую систему, потому что пиктограммы - это универсальный язык», - пояснил Гнедовский.
По словам эксперта по пассажирским перевозкам Евгения Алексеева, навигация должна быть единообразной на всех видах транспорта. «Необходимо, чтобы на метро, на МКЖД и ближайших остановочных пунктах наземного транспорта применялись одни и те же символы и обозначения объекта, одинаковые пиктограммы для выходов, лестниц, эскалаторов, музеев, театров», - отметил он.
Эксперт организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков считает, что пассажир ни в одной точке маршрута не должен задумываться, куда ему идти дальше. «Навигация должна быть интуитивно удобной, но в каждом конкретном случае она должна быть проработана отдельно, с учетом специфики станций», - сказал он.
В Гонконге, по словам Свириденкова, все выходы в город из метро пронумерованы. «На информационном стенде на платформе показаны направления движения. Затем, у выходов из вестибюля, тоже идет нумерация, которая сообщает, куда следует повернуть уже при выходе в город. Кроме того, вся информация на указателях двуязычна и продублирована латиницей», - сказал он.
Председатель Союза пассажиров Кирилл Янков отметил, что навигация на асфальте, которую используют в некоторых курортных странах, не приемлема для погодных условий столицы. «Она будет заметаться снегом и льдом. Кроме того, если пассажиру нужно смотреть под ноги, когда он двигается в толпе, он сдерживает весь поток», - сказал Янков.
Сейчас в метро, по замечанию эксперта, нет единой символики выхода к пригородным поездам. «При проектировании навигации МКЖД нужно это учесть», - сказал он.
Напомним, движение по малому кольцу в тестовом режиме запустят в конце 2015 года, а регулярное сообщение начнется в 2016 году. Всего на МКЖД будет 31 станция. Запуск пассажирского движения по МКЖД позволит соединить метро с железной дорогой.
Напомним, московские власти разработали концепцию транспортной навигации. До конца года основные ТПУ столицы оборудуют универсальными схемами перемещения. В ходе подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года в Москве появится единая система туристической навигации: указатели в городе будет как на русском, так и на английском языках. «Основные станции метрополитена и крупнейшие остановочные пункты наземного транспорта и пригородного железнодорожного транспорта будут оборудованы специальной навигацией в соответствии с рекомендациями Международного олимпийского комитета, которые являются универсальными», - заявлял в апреле заммэра Максим Ликсутов.
Уже в июне более чем на 40 станциях метро появится напольная навигация. Надписи продублируют на английском языке. Планируется, что каждый выход из столичного метро получит собственный порядковый номер.
Наталья Савельева