МОСКВА, 24 апреля. Вопрос механизма отмены тарифных и нетарифных ограничений в торговле нефтепродуктами между странами Таможенного союза (ТС) может быть решен на встрече глав этих стран 29 апреля в Минске, где состоится заседание Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств. Об этом сообщил журналистам замглавы Минфина Сергей Шаталов.
«Там (на заседании) президенты, скорее всего, мы на это рассчитываем, поставят точку (в этом вопросе). Сегодня есть взаимопонимание, мы продвинулись в диалоге между государствами ТС в этом вопросе в том, что основные ограничения, которые существуют сегодня, могут быть сохранены до 2018-2020 годов, к этому времени вырабатываем стратегию, с тем чтобы отказаться от них до 2025 года», - сказал Шаталов.
Замминистра добавил, что если удастся договориться о постепенной отмене ограничений, то РФ сможет реализовывать налоговый маневр в нефтяной отрасли (снижение экспортных пошлин и увеличение НДПИ) "не такими быстрыми шагами".
«Мы в прошлом году начали этот маневр, у нас это запрограммировано и на 2014-2016 годы, мы думаем, что и в 2017 году можно продолжать двигаться в том же темпе. Может быть, эти темпы будут скорректированы, что будет зависеть от того, как будет решаться проблема 2015 года», - сказал Шаталов. Он добавил, что сохранение до 2018-2020 годов действующей системы ограничений позволило бы постепенно, не форсируя событий, реализовывать налоговый маневр, который был запущен в прошлом году.
Ранее Шаталов уже высказывал предположение о возможности резкого снижения экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и повышения НДПИ в случае, если на уровне Таможенного союза будет принято решение с 2015 года полностью снять все тарифные и нетарифные ограничения, которые существуют во взаимной торговле между тремя государствами по нефтепродуктам. Также он не исключал резкого снижения акцизов на бензин в случае реализации этого радикального сценария.
Замглавы Минфина напомнил, что в настоящее время система тарифных и нетарифных ограничений предусматривает квоты на поставки нефти в Белоруссию и Казахстан, запрет на поставку светлых нефтепродуктов из Казахстана в третьи государства, запрет на поставку темных нефтепродуктов из России в Казахстан, балансовые поставки по светлым нефтепродуктам в Казахстан.
Кроме того, Белоруссия обязана применять экспортную пошлину к нефтепродуктам, которые экспортируются из этой страны и в полном объеме возмещать все эти суммы в бюджет России.
Встает вопрос, сохраняется ли эта система при формировании единого экономического пространства с момента создания Евразийского экономического союза, отметил Шаталов.
По его словам, Астана и Минск настаивают на отмене всех этих ограничений. Он добавил, что необходимо решить, как они будут отменены - одномоментно, в течение какого-то времени, и как достигать этой цели. «В зависимости от того, как будут развиваться события, могут быть самые разные сценарии в отношении того, как мы должны вести свою внутреннюю политику», - сказал Шаталов.
Сценарий полного снятия всех ограничений, по словам замминистра, содержит самые большие риски, потому что в этом случае Россия «теоретически может лишиться вообще нефтяных доходов, речь идет о сумме порядка $33 млрд дополнительных потерь ежегодно».
В случае реализации такого сценария Россия может пойти на то, чтобы резко снизить, до уровня Казахстана, экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты и перенести налоговую нагрузку на НДПИ, сказал Шаталов.
Он добавил, что в этом случае произойдет резкое увеличение цен на внутреннем рынке, в том числе на моторное топливо. Чтобы сгладить эту динамику, придется практически обнулить акцизы. «Но останутся проблемы, связанные с динамикой цен на авиакеросин, на который нет акциза, на продукты нефтехимии, возможно придется давать субсидии компаниям нефтехимии, придется иначе формировать дорожные фонды, придется менять бюджетную классификацию, структуру налоговых и неналоговых доходов, бюджетное правило. Это влечет много последствий.
Но это тоже один из возможных вариантов», - сказал Шаталов. Но он выразил мнение, что страны ТС, скорее всего, «пойдут по пути согласования большей части вопросов». Однако пока не ясен вопрос, касающийся компенсации Белоруссией в пользу РФ экспортных пошлин.