Экспресс-перевозчик ФГУП «Почта России» EMS Russian Post вчера объявил о запуске GPS- и GSM-мониторинга почтовых отправлений, говорится в сообщении компании. Датчики будут закреплять непосредственно на посылках для анализа всего пути следования экспресс-почты. «После выявления мест с нарушениями сроков перевозки будут приняты меры по устранению причин задержек, пересмотрена логистика»,-- сообщается в пресс-релизе ФГУПа. Пока мониторинг ведется в тестовом режиме в Иркутской области, Республике Саха, в Приморье и Южно-Сахалинске. Через месяц, по окончании опытной эксплуатации, «Почта России» выберет, какую технологию применять - GPS или GSM,-- и подпишет контракт с выбранным подрядчиком, сообщили в пресс-службе ФГУПа. Инвестиции в проект «Почта России» не раскрывает.
Стоимость одного компактного GPS/GSM-трекера составляет около 3 тыс. руб., сказал «Ъ» гендиректор холдинга «СпейсТим» Алексей Смятских. По его словам, GPS-трекеры определяют местоположение с точностью до нескольких метров, тогда как GSM-мониторинг будет менее надежным: «Разброс может составить до нескольких сотен метров». Если для «Почты России» не критична точность местоположения посылки до нескольких метров, то за счет отказа от навигационного приемника можно понизить стоимость трекера, а в конечном счете и общие инвестиции в проект, рассуждает Алексей Смятских.
В 2013 году EMS Russian Post обработала более 7 млн срочных отправлений. Доходы «Почты России» от посылок и экспресс-доставки в прошлом году выросли на 10%, до 17 млрд руб.
GPS- и GSM-трекинг будут не единственными технологиями, с помощью которых «Почта России» будет отслеживать маршрут посылок. Предприятие будет применять логистические системы учета на основе RFID-меток, сообщила вчера пресс-служба госкорпорации «Роснано». Партнерство между «Роснано» и «Почтой России» будет закреплено в соглашении, которое будет подписано в рамках Петербургского экономического форума. Источник «Ъ», знакомый с деталями соглашения, сообщил, что «Почта России» заключит контракт с принадлежащей «Роснано» компанией «РСТ-Инвест», которая выступит поставщиком RFID-меток. На данный момент этот контракт находится на рассмотрении в Минкомсвязи, сказал собеседник «Ъ».
Не доставленные в срок или потерянные посылки являются одной из причин недовольства услугами «Почты России». На эти проблемы ранее указывало и руководство Минкомсвязи. Кроме того, «Почту России» подводили подрядчики по доставке. Так, в июле 2012 года ФГУП обращался в МВД с жалобой на транспортные компании, которые отправляли посылки на Дальний Восток не воздушным путем, а наземным транспортом, выставляя при этом авиационные тарифы.
По мнению президента Национальной ассоциации дистанционной торговли Александра Иванова, логистические проблемы «Почты России» среди населения значительно преувеличены из-за плохой репутации компании. «Потерянных посылок среди всех отправлений 'Почты' менее 1%», - подчеркнул он. По его мнению, внедрение GPS-трекеров и RFID-меток - это «хороший ход с точки зрения маркетинга». «Компания может повысить доверие со стороны клиентов, из-за чего возрастет и количество почтовых отправлений», - предполагает господин Иванов.
Мария Ъ-Коломыченко