Привыкание россиян к новым правилам может продлится до полугода. По опыту европейских стран, снижение числа посетителей может составить до 15%. При этом рестораны, имеющие открытые веранды, столкнутся с этой проблемой лишь с наступлением холодов.
В частности, временное снижение трафика во всех своих заведениях прогнозирует сеть кофеен «Кофе хауз», где курильщики составляют около 60% от общего числа посетителей. Представители ряда других ресторанов сообщили, что доля курящих посетителей варьируется от 30 до 60% в зависимости от направленности заведения.
В компании «Арпиком» (управляет стейк-хаусами Goodman и ресторанами «Филимонова и Янкель», «Колбасофф») не отрицают, что столкнутся с уменьшением числа посетителей после 1 июня. Однако гендиректор «Арпикома» Андрей Рябечков подчеркивает, что эта проблема затронет в основном заведения, расположенные в торговых центрах. Такие рестораны не имеют прямого выхода на улицу, где можно покурить.
Компания «Росинтер Ресторантс Холдинг», управляющая сетями «Планета суши», IL Patio, Fridays и Costa Coffee, не опасается влияния табачного запрета на посещаемость своих объектов.
В «Росинтере» ориентируются на то, что в западных странах в первые месяцы после введения аналогичного запрета посещаемость общепита снизилась на 5-15%, но потом трафик восстановился.
Уменьшение числа посетителей в ресторанах в связи с запретом на курение прогнозирует и отраслевой эксперт, руководитель аналитического агентства «РусТабак» Максим Королев. Но произойдет это не в июне, а с приходом холодов, когда начнут демонтировать летние веранды, а специальных изолированных помещений в общепите для курильщиков не предусмотрено.
«В законе однозначно указано, что курить запрещается в помещениях для предоставления услуг общественного питания, но на открытых террасах и верандах курить будет можно», - отметил Королев. То, что закон не запрещает курение на открытых, продуваемых верандах, подтвердил и первый заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко.
Однако администраторы ряда московских кофеен заявили, что до сих пор не понимают, можно ли оставлять пепельницы на столах летних веранд, а также сообщили, что еще не получали особых инструкций от вышестоящего руководства в связи с введением полного запрета на курение в общественных местах.
Нет у рестораторов и понимания, что делать после 1 июня с кальянами. В Ginza Project («Оки Доки», «Песто кафе», Jagger) рассматривают возможность использования электронных кальянов и сигарет, сообщил гендиректор компании Алексей Волков.
С 1 июня текущего года в России будет запрещено курить не только в кафе, барах и ресторанах, но и в гостиницах. Опрошенные отельеры (Azimut Hotels, Marriot, Rezidor) заявили, что сейчас переводят курящие номера в своих гостиницах в разряд некурящих. Кроме того, на территории отелей на открытом воздухе организуются специальные места для курения. По мнению владельцев отелей, антитабачные меры не отразятся на их бизнесе.
Кроме того, запрет на курение вводится в торговых помещениях, в поездах дальнего следования, на судах, на платформах электричек.
Первая часть «антитабачных» запретов вступила в силу с 1 июня 2013 года. В частности, было запрещено курить на территории школ и вузов, учреждений культуры и спорта, на пляжах, стадионах, детских площадках и в больницах.
Нельзя курить на территории санаторно-курортных учреждений, внутри госучреждений и на автомобильных заправочных станциях (АЗС). Запрещено курение на борту самолетов (раньше решение о запрете курения на авиалайнерах принимали авиакомпании), в метро и на всех видах общественного транспорта. Курение около и внутри вокзалов, портов и аэропортов тоже считается нарушением закона. Чтобы закурить, потребуется отойти от входа не менее, чем на 15 метров. Штрафы за эти нарушения были введены с 15 ноября 2013 года.