Qiwi Plc раскрыла структуру доходов

В I квартале 2014 г. скорректированная чистая выручка (после выплаты комиссий агентам) Qiwi составила 1,88 млрд руб., что на 46% больше, чем за аналогичный период 2013 г., следует из отчета Qiwi. Доход Qiwi в январе - марте 2014 г. оказался более чем на 15% выше того, что прогнозировали опрошенные «Интерфаксом» аналитики. Скорректированная чистая выручка от основного бизнеса - приема платежей - при этом составила 1,36 млрд руб. Qiwi впервые раскрыла структуру этой выручки, назвав основные источники доходов и их рентабельность по отношению к обороту. Как следует из отчета, больше всего (379,7 млн руб.) компания получила в виде комиссий от операторов электронной коммерции - интернет-магазинов, провайдеров медиаконтента, социальных сетей, продавцов билетов и пр. Рентабельность этого направления по обороту также самая высокая для Qiwi - 2,18% (в среднем по группе компаний это 0,91%).

Годом ранее, в I квартале 2013 г., главным источником доходов Qiwi были платежи за услуги компаний связи: от их проведения платежная система получила 314,4 млн (на электронную коммерцию при этом пришлось 248,7 млн руб.). В I квартале 2013 г. по доле в выручке Qiwi телекоммуникационные сервисы заняли только 3-е место (312,3 млн руб.). На 2-м - финансовые сервисы Qiwi, в основном погашение кредитов (375,4 млн руб.). Рентабельность оплаты услуг операторов и финансовых сервисов в I квартале 2014 г. составила 0,53 и 0,79% соответственно.

Qiwi показала, что влияние сегмента электронной коммерции на доходы Qiwi растет, а зависимость от менее маржинальных платежей мобильным операторам продолжает сокращаться, отмечает аналитик «ВТБ капитала» Анастасия Обухова.

В I квартале 2014 г. на комиссии за денежные переводы пришлось 13,5% «платежной» выручки Qiwi, следует из отчета. Годом ранее этот показатель составлял около 8%. При этом доходы Qiwi от денежных переводов в I квартале 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. выросли более чем в 2,5 раза до 184,2 млн руб.: согласно отчету это самое быстрорастущее бизнес-направление Qiwi.

16 мая 2014 г. вступили в силу поправки в закон «О национальной платежной системе», согласно которым анонимные пользователи электронных кошельков не вправе переводить друг другу деньги, совершать платежи в пользу компаний-нерезидентов (например, зарубежных интернет-магазинов или Skype), а также некоммерческих организаций. Пользователь считается идентифицированным, если в режиме реального времени предоставляет три реквизита: номер мобильного телефона, паспортные данные и - на выбор - индивидуальный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета или номер полиса обязательного медицинского страхования. Для клиентов, использующих сервис p2p-переводов (переводов между физическими лицами с кошелька на кошелек внутри Qiwi), необходимо будет в обязательном порядке пройти процедуру идентификации, отмечает ее представитель Юлия Мансурова. Однако упразднение этой услуги для неидентифицированных пользователей не окажет существенного влияния на Qiwi, потому что комиссия за эти операции не взимается, прогнозирует она.

В то же время закон расширяет возможности идентифицировавших себя владельцев кошельков: они могут хранить в нем до 60 000 руб. и тратить до более 200 000 руб. в месяц (раньше лимит составлял 15 000 и 40 000 руб. соответственно).

Более того, поправки, увеличивающие лимит платежей и денежных переводов для прошедших упрощенную идентификацию пользователей, позитивно повлияют на бизнес Qiwi, считает она. Расширение возможностей платежей электронными деньгами может привлечь дополнительные объемы платежей активных пользователей кошельков, прогнозирует Обухова. Утвержденные изменения в законопроекте не окажут негативного влияния на бизнес Qiwi, так как для неидентифицированных пользователей останутся уже существующие лимиты платежей, добавляет Мансурова.