Во вторник корпорация Microsoft собирается представить новую версию своего планшета Surface на базе Windows. Дебют устройства состоится в неблагоприятное для отрасли время, когда рост рынка планшетов сильно замедлился.
Многие аналитики сомневаются в продолжении роста популярности планшетов. Кроме того, Microsoft предстоит определить стратегию развития планшетного бизнеса. Линейка Surface, основанная на собственных разработках Microsoft, не приносит прибыли и конкурирует с другой линейкой, приобретенной в результате поглощения мобильного подразделения Nokia. Доля Microsoft на рынке планшетов остается незначительной. По данным IDC, в 2013 г. лишь 4% проданных планшетов работали на Windows.
Планшеты Surface были анонсированы в октябре 2012 г., с тех пор компания продала устройств под этим брендом на $2,64 млрд. Для сравнения: у Apple только в прошедшем квартале выручка от продаж iPad достигла $7,6 млрд. По оценке Nomura Securities, продажа Surface принесла Microsoft операционный убыток порядка $2 млрд. Аналитики неоднократно указывали Microsoft на несвоевременность ее экспансии на рынок планшетов. Так, первое поколение Surface появилось в период роста популярности более компактных устройств с уменьшенным экраном. Сейчас ситуация ухудшилась для рынка в целом. В I квартале этого года сегмент планшетов вырос по сравнению с 2013 г. всего на 3%, тогда как в прошлом году за тот же период рынок вырос более чем вдвое. Некоторые наблюдатели считают, что рынок планшетов близок к насыщению. IDC отмечает, что многие пользователи при выборе устройства для решения повседневных задач предпочитают планшету смартфоны с большим экраном.
«В свое время ноутбуки сильно потеснили настольные ПК, потом им самим пришлось уступить долю рынка планшетам, а теперь происходит новый передел, наступают смартфоны», - говорит Андриссен Хоровитц, партнер венчурной компании Andreessen Horowitz.
В апреле генеральный директор Apple Тим Кук прогнозировал, что в ближайшие несколько лет «рынок планшетов по объему превзойдет рынок ПК, а наибольшую выгоду от этого получит Apple».
Некоторые инвесторы считают, что Microsoft сделала ошибку, начав выпускать собственные планшеты и смартфоны. Сатья Наделла, с февраля занимающий пост гендиректора Microsoft, пока не высказал своего взгляда на перспективы мобильного направления в бизнесе корпорации.
WSJ, 19.05.2014, Александр Силонов