Рынок корпоративного обучения и развития за прошедший 2013 год уменьшился на 11% до 47,6 млрд руб., подсчитали консультанты компании «Малакут HR-исследования и решения», экстраполировав результаты ежегодного исследования Core Learning Industry Index.
Увеличивать расходы на обучение персонала крупные российские работодатели начали еще в 2012 г. Превысить рекордные докризисные показатели так пока и не удалось. За прошлый год у большинства из участников исследования снизились как доля расходов на обучение в выручке (менее чем на 1 процентный пункт до 0,1%), так и их процент от фонда отплаты труда ( на 17 п. п. до 1,04%), уменьшились также средние затраты на обучение одного сотрудника - причем для всех категорий персонала. Средний показатель затрат в 2013 г. снизился на 8% до 11 200 руб.
Рост бюджета на обучение и развитие персонала на 2014 г. также не намечается, констатируют эксперты «Малакута». Лишь 25% респондентов заявили о намерении увеличить бюджет на обучение и развитие персонала, причем чаще всего речь идет о расходах на средний и линейный менеджмент. При этом компании из финансово-банковского сектора в массе своей заявляли, что ожидают снижения затрат.
Прогнозы пока тоже трудно назвать оптимистичными. Объем рынка может вырасти на 8-10%, но в основном за счет изменения валютного курса, а средняя стоимость обучения одного сотрудника в 2014 г., по прогнозам респондентов, снизится примерно еще на 13%, следует из результатов исследования.
Наметившийся в прошлом году рост затрат на обучение остановился. С начала 2014 г. затраты снижаются, хотя пока и незначительно, говорит Елена Павличенко, генеральный менеджер тренинговой компании Advance Group. Часть компаний начали испытывать трудности и, соответственно, сократили бюджеты на маркетинг и обучение. Еще часть выбрали политику выжидания: они наблюдают за тенденциями рынка и развитием событий, продолжает она. Эти компании не сокращают бюджеты, а передвигают запланированные проекты или замораживают часть из них. «А что касается финансово-банковского сектора, то, по моему 15-летнему опыту работы, они сразу сокращают бюджеты на обучение, поскольку в большей массе считают их затратами, а не инвестициями. Обучение в этом секторе нельзя назвать устоявшимся в отличие, например, от фармацевтических компаний, для которых обучение - это обязательная программа. Пока еще редко встречаются финансовые институты (хотя радует, что уже такие есть), которые имеют долгосрочные стратегии обучения», - говорит Павличенко.
Чего хотят от обучения
У ответственных за корпоративное обучение сотрудников крупных российских компаний появились новые задачи, связанные с оценкой персонала, управлением знаниями и преемственностью, перечисляют эксперты «Малакута». Но это не привело ни к увеличению штата, ни к увеличению бюджетов. Если в 2011 г. на одного сотрудника систем корпоративного развития приходилось 192 человека, то в 2012 г. - 285, а в 2013 г. - уже 400. А значит, нагрузка на типичного специалиста по обучению и развитию значительно возросла.