По данным Росстата, промпроизводство в апреле ускорило рост до 2,4% (к апрелю 2013 г.) после 1,4% в марте, за январь - апрель выпуск вырос на 1,4%. Годом ранее в апреле он упал на 3,7%, за январь - апрель - на 0,6%, эта низкая база отчасти обусловливает нынешний рост. Тем не менее аналитики прогнозировали более скромные результаты: консенсус-прогноз «Интерфакса» составлял 0,6%.
Предварительные оценки и данные опросов также не предполагали ускорения. Так, индекс производства Института проблем естественных монополий, рассчитываемый на основе данных об энергопотреблении в промышленности, в апреле снизился на 3,1%, за четыре месяца года - на 2,4%, падает и другой индикатор - погрузка на железнодорожном транспорте: в апреле на 0,7%, за четыре месяца - на 0,4% (все цифры - к тем же периодам 2013 г.). Согласно опросам промпредприятий, которые проводит Институт Гайдара, баланс выпуска в апреле после очистки от сезонности был отрицательным, а прогнозы выпуска опустились до полуторагодичного минимума. Индекс деловой активности в промышленности PMI банка HSBC в апреле также был отрицательным шестой месяц подряд: сокращался и спрос, и выпуск. Оснований для продолжения роста не видно, говорит Александр Морозов из HSBC: «Возможно, влияют какие-то временные эффекты, которые улавливает Росстат и не улавливаем ни мы, ни Институт Гайдара, но на этой базе устойчивого роста быть не может».
«По всей видимости, речь идет не о новой волне роста, а о временном конъюнктурном разогреве на фоне стагнации», - пришел к выводу Владимир Сальников из ЦМАКП. Причиной апрельского роста стала погода и политика. Рост в электроэнергетике с устранением сезонного фактора составил 3,6%, обеспечив не менее половины апрельского роста всей промышленности, посчитал Сальников: в апреле выработка электроэнергии и тепла восстановилась до нормальных значений после необычно теплых зимы и начала весны. «А в обрабатывающей промышленности растут, по большому счету, три отрасли: нефтепереработка, металлургия и железнодорожное машиностроение», - перечисляет Сальников. Рост в нефтепереработке связан с увеличением поставок на экспорт, а в металлургии и железнодорожном машиностроении скорее всего вызван замещением поставок с Украины, полагает Сальников: доля украинского импорта в этих отраслях значительна.
По данным госстатистики Украины, в I квартале экспорт ее товаров в Россию сократился на 24,4% после спада на 14,6% за 2013 г. На поставки металлопродукции и машиностроения приходится половина всего экспорта Украины в Россию (21% - металлы и металлопродукция, 39% - машиностроение). Поставки изделий из металлов в I квартале упали на 37,2% после спада на 8,7% в 2013 г., железнодорожного транспорта - на 61% после спада за 2013 г. на 40%, при том что в целом экспорт продукции машиностроения за квартал сократился на 4,2%.
Дело не в том, что российская продукция стала более конкурентоспособной, а в том, что бизнес в сложившейся ситуации просто не заключал контракты на поставку, говорит аналитик «ВТБ капитала«Игорь Лебединец, сокращение украинского металлургического импорта нельзя назвать импортозамещением в чистом виде. Оно может сработать, например, в случае с открывшимся в прошлом году производством НЛМК в Калуге, продолжает Лебединец: завод будет наращивать выпуск арматуры, а ее поставляли украинские предприятия.