Источники «Ъ», знакомые с планами правительства Москвы, рассказали, что в июле состоится конкурс на поставку столичному метрополитену в 2016-2020 годах 1,5 тыс. вагонов. Начальная сумма заказа не раскрывается, но известно, что речь идет о контракте жизненного цикла. Он предполагает гарантированное обслуживание вагонов в течение 30 лет. Подвижной состав будет эксплуатироваться в первую очередь на Серпуховско-Тимирязевской и Калининско-Солнцевской линиях. Сейчас в парке московского метро 4,8 тыс. вагонов, общая протяженность линий - 325,4 км, к 2020 году ее планируется увеличить в полтора раза.
Предстоящий конкурс - второй этап масштабной закупки вагонов для метро Москвы по контракту жизненного цикла. В феврале уже был выбран поставщик 832 вагонов, сумма контракта составила 143,9 млрд руб., то есть теоретически на этот раз она может достигнуть 260 млрд руб. Первый контракт получил входящий в «Трансмашхолдинг» (ТМХ) «Метровагонмаш», который и раньше был основным поставщиком вагонов метро. Конкуренцию ему составила лишь другая структура ТМХ, Октябрьский электровагоноремонтный завод (совладельцем является канадская Bombardier). В конкурсе хотели участвовать и иностранные производители, но они не успели подготовиться.
На этот раз возможности иностранцев могут ограничить самими условиями конкурса. Источник среди вагоностроителей рассказал «Ъ», что Минпромторг обратился к мэру Сергею Собянину с просьбой предусмотреть обязательную поэтапную локализацию вагонов в России в течение трех лет до 70%. Собеседник «Ъ» пояснил, что 30 апреля министр Денис Мантуров направил господину Собянину письмо, в котором указал на необходимость учитывать «интересы национальной экономики». С ведущими мировыми производителями министр предложил создавать СП, но только «при условии передачи технологий и высокой степени локализации выпускаемой продукции». В Минпромторге подтвердили факт существования письма, в департаменте транспорта Москвы на запрос «Ъ» не ответили. Но источник, близкий к нему, говорит, что окончательного решения по условиям конкурса пока нет.
Источники «Ъ» уточняют, что власти Москвы и сами хотели установить уровень локализации, но лишь на 40%, а также обязать разместить производство в пределах Москвы и области. Это бы обеспечило Москву дополнительными налогами, поясняет один из собеседников «Ъ», но «идея выглядит безумно из-за дороговизны столичной земли».
Об интересе к новому конкурсу уже заявляли многие мировые производители, в том числе Siemens, Bombardier, Alstom и CAF. Среди потенциальных претендентов назывались также Hyundai, Skoda и Stadler. Но иностранцы собирались участвовать в конкурсе вместе с российскими партнерами: Siemens с «Русскими машинами» в рамках уже созданного СП, Alstom с ТМХ (французская компания владеет 25% акций холдинга), Bombardier с «Уралвагонзаводом» (УВЗ), CAF с «Синарой», Skoda с Кировским заводом. Вчера интерес к конкурсу «Ъ» подтвердили ТМХ с Alstom, Siemens с «Русскими машинами» и «Синара» с CAF, но все они отказались комментировать требование по локализации. В УВЗ заверили, что готовы выполнить это условие. В Stadler от комментариев отказались, в Hyundai и Skoda на запрос «Ъ» не ответили.
Глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров считает, что требование о локализации на уровне 70% оставит шансы на победу только отечественным производителям и тем иностранным компаниям, которые уже работают в тесной кооперации с местными партнерами. Эксперт оценивает стоимость строительства завода по выпуску вагонов метро с полным производственным циклом в несколько миллиардов рублей, добавляя, что при уровне рентабельности контракта не менее 20% победитель сможет профинансировать этот проект.
Юлия Ъ-Галлямова