Московские власти начинают программу по модернизации контактной сети троллейбусов. Новые стрелки и крепления от европейских производителей в течение двух лет поставят на 10 участках троллейбусных маршрутов. Стоимость работ составит 1,7 млрд рублей. Пилотный проект будет запущен в 2014 году в районе «ВДНХ», рассказал M24.ru замглавы «Мосгортранса» Михаил Мочалов. Замена контактной сети позволит троллейбусам не снижать скорость на поворотах и пересечениях с трамвайными путями. Кроме того, в столице могут заменить порядка 30 тысяч столбов - опор контактной сети.
«Мы выберем порядка 10 участков в Москве, где будет сделана новая современная контактная сеть. Работы будут проведены в течение 2014-2015 годов, из бюджета Москвы на них выделено 1,7 млрд рублей. Пилотный проект будет реализован в этом году в районе метро 'ВДНХ', по его итогам мы соберем замечания и предложения», - сказал Мочалов.
По его словам, контактная сеть, которая сегодня проложена в Москве, была разработана еще до войны. С тех пор ритм жизни изменился, и троллейбусы должны быстрее перестраиваться с одной линии на другую. За границей они проходят стрелки и пересечения с трамвайными линиями, практически не снижая скорости. Кроме того, нынешняя контактная сеть очень тяжелая, и создает большую нагрузку на дома и на опоры. «Стрелки, пересечения и другие спецчасти будут закуплены в Европе. В рамках пилотного проекта и в дальнейшем будут объявляться два тендера: на проектирование и на поставку. Монтировать будем своими силами», - отметил Мочалов.
Замглавы «Мосгортранса» добавил, что в столице также может быть реализована отдельная программа по частичной замене опор контактной сети - порядка 30 тысяч столбов.
Отметим, что «Мосгортранс» уже объявил тендер на разработку проектно-сметной документации по реконструкции контактной сети трамвая и троллейбуса на пересечении улицы Академика Королева и Останкинского проезда. На проектные работы может быть потрачено 4,5 млн рублей. Предполагается, что в ходе реконструкции будут поставлены элементы контактной сети производства чешской компании «Elektroline».
Аналитик экспертного центра Probok.net Александр Чекмарев считает, что контактную троллейбусную сеть в Москве надо было менять еще 10 лет назад. «Перед каждой стрелкой троллейбусы притормаживают до 5 км в час, хотя могли бы двигаться со скоростью 40-50 км в час. В результате они едут очень медленно, с постоянными сбоями. Модернизация контактной сети необходима, чтобы сохранить троллейбус как вид современного транспорта», - отметил Чекмарев.
Эксперт согласен, что пилотный проект можно провести рядом с метро «ВДНХ», поскольку там переплетается много троллейбусных и трамвайных линий. «Далее контактную сеть необходимо менять на основных транспортных магистралях, в первую очередь - на Ленинградском проспекте. Скорость движения потока там высокая, а общественный транспорт, как правило, ходит по выделенным полосам. В результате из-за того, что троллейбусы притормаживают, задерживается и остальной наземный транспорт», - пояснил Чекмарев.
Эксперт организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков считает, что модернизация контактной сети может очень серьезно увеличить скорость движения троллейбуса. «Из-за устаревшей контактной сети возможности троллейбусов не реализованы. В Москве периодически призывают заменить их автобусами, хотя во всем мире развивается именно электротранспорт. Отказываться от троллейбусов было бы неэффективно, поскольку в Москве для них есть и линии, и энергетические мощности», - рассудил Свириденков.
По его словам, помимо чешских, также известны немецкие и бельгийские производители спецчастей для контактной сети. Продукция же Elektroline используется не только в Чехии, но также в городах Швейцарии и США.
Напомним, в Москве ходит 1640 троллейбусов по 89 маршрутам. В течение 2014 года подвижной состав планируется обновить более, чем на половину. До конца 2016 года город закупит свыше 2 тысяч троллейбусов. Новые машины смогут работать на автономному ходу, то есть проезжать от 0,5, до 3 км без тока. Это позволит им не прекращать путь при обрыве контактной сети и объезжать препятствия на дороге. «В некоторых европейских городах на троллейбусных маршрутах, которые проходят в историческом центре, есть участки, где вообще не прокладываются контактные провода, чтобы не портить вид достопримечательнстей, а троллейбусы двигаются на автономном ходу», - отметил Свириденков.
София Сарджвеладзе